AMD Radeon VII — ощутимо впереди RX Vega 64

Введение
Итак, на CES 2019, когда все ожидали громких заявлений по поводу новых CPU на «Zen 2» неожиданно для всех AMD представила свою новую видеокарту AMD Radeon VII. Никто не ожидал такого сюрприза, ходили слухи, что к середине года должна появиться карта с первым в мире кристаллом на 7-нм процессе, но чтобы таким образом опередить самих себя, что-то тут не так. Далее, как и следовало ожидать последовала куча слухов и домыслов, частью оправдавшихся, а частью нет и конечно предварительные тесты.

Давайте быстренько пробежимся по истории развития событий. Первым что вырвалось наружу, утверждение, что AMD откажется от услуг партнёров, и сама станет продавать эти карты, потому всё же партнёры оказались в деле, но они могут реализовывать только референсный дизайн, далее оказалось что тираж AMD Radeon VII и вовсе ограничен 5 000 единицами по всему миру. Так ради чего весь сыр-бор? Неужели AMD решила снова встиснуться в сегмент high-end видеокарт?

Radeon VII
[contents]

AMD заявляла, точнее, делала постоянный акцент на том, что новая карта это непосредственный конкурент GeForce RTX 2080 от NVIDIA. Общественности, оставалось только дождаться официального запуска, который наступил 7 февраля и проверить это смелое утверждение, проанализировав выложенные тесты. Ресурс TPU получил свой образец для рецензентов и за день до старта опубликовал предварительный обзор, чем мы воспользовались, выложив его у нас. И вот теперь все запреты сняты и у них появилась возможность обнародовать полноценный обзор с тестами, на который мы и станем опираться. Начнём по порядку! Хотя некоторые вещи стали очевидны уже ранее.

AMD Radeon VII – видеокарта в основе, которой лежит новая немного переделанная версия графического процессора «Vega 20», оригинал которого дебютировал с Radeon Instinct MI60 под занавес прошлого сезона. Доработав GPU под геймерские нужды, AMD решила в полной мере использовать переход на 7-нм – прилично увеличив тактовые частоты и закрыв некоторые узкие места кристалла Vega. Интересный ход был предпринят с памятью HBM2, объём которой возрос в два раза, до 16 ГБ, следовательно, пропускная способность также пошла вверх, вместе с интерфейсом, достигшим 4096 бит.

Ресурс TUP для своего обзора обозначил официальную цену Radeon VII 700 $, как и для GeForce RTX 2080. Таким образом, можно будет проверить утверждение AMD об аналогичной производительности с картой NVIDIA, ответить на вопрос стоит ли новинка на самом деле своих денег. Здесь правда следует учесть, что карта «зелёной» команды предлагает трассировку лучей в реальном времени, в то время как AMD пока только говорит о ней. Но здесь кроется весьма хитрый замысел AMD, утверждая, что Radeon VII предлагает производительность RTX 2080, то можно смело поднимать цену до уровня конкурента, тем самым повысив доходность продукта и так сказать, расти в глазах инвесторов.

Внушительную цену карт «Turing» можно точно оправдать сложностью производства новых кристаллов, в которых теперь появляются новые миллионы транзисторов для трассировки лучей и ускорения обучения, и даже переход на 12-нм не избавляет от гигантских размеров GPU. Что же AMD предложит для оправдания?

Да, наверное, стоит, обозначить главные плюшки Radeon VII скажем так, то чем AMD собирается парировать удары от нехватки RTX. Во-первых, это наличие 16 ГБ VRAM, что само по себе звучит солидно, ведь у конкурента «всего» 8 ГБ. Получается AMD работает на перспективу, ведь с каждым запуском новых тайтлов требования к памяти постоянно возрастают. AMD также увеличила пропускную способность VRAM до 1 ТБ/с, что само по себе должно помочь устранить узкие места памяти. А также, похоже, что AMD, уделяет большое внимание производительности этой карты в гейминге 4K UHD с определенными рабочими нагрузками, которые могут использовать вычисления GPU. В вдогонку – 16 ГБ очень пригодятся GPU, если каким-то образом крипто-майнинг снова взлетит, благодаря новым алгоритмам, которым потребуется уже более 10 ГБ памяти.

Ну что же, остаётся только посмотреть результаты тестов и сделать заключение по поводу все изложенного.

Спецификации

Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1080 470 $ 2560 64 1607 МГц 1733 МГц 1251 МГц GP104 7200M 8 ГБ, GDDR5, 256 бит
RX Vega 64 570 $ 4096 64 1247 МГц 1546 МГц 953 МГц Vega 10 12500M 8 ГБ, HBM2, 2048 бит
GTX 1080 Ti 675 $ 3584 88 1481 МГц 1582 МГц 1376 МГц GP102 12200M 11 ГБ, GDDR5X, 352 бит
RTX 2070 499 $ 2304 64 1410 МГц 1620 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 FE 599 $ 2304 64 1410 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
Radeon VII 700 $ 3840 64 1400 МГц 1750 МГц 1000 МГц Vega 20 13230M 16 ГБ, HBM2, 4096-бит
RTX 2080 700 $ 2944 64 1515 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 FE 800 $ 2944 64 1515 МГц 1800 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Ti 1200 $ 4352 64 1350 МГц 1545 МГц 1750 МГц TU102 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит
RTX 2080 Ti FE 1300 $ 4352 64 1350 МГц 1635 МГц 1750 МГц TU102 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит

Архитектура

Многим пользователям интересующимися нутром GPU может показаться, что архитектура Radeon VII точно такая же, как у RX Vega 64 от 2017 года под кодовым названием «Vega», но это не совсем так. Radeon VII основан на том, что AMD называет «усовершенствованной архитектурой Vega 2-го поколения».

Новшеством являются оптимизации, которые увеличивают частоту за счёт использования дивиденда запаса по тактовой частоте движка от усадки до 7 нм, уменьшают задержки по всему кристаллу (кэш-памяти, контроллеры памяти, буферы и т. д.), увеличивают пропускную способность до 64 ROP. А так же предлагающие заметные изменения в «Vega» NGCU (вычислительный блок следующего поколения), которые включают дополнительные целочисленные аккумуляторы и аккумуляторы с плавающей точкой, что, вероятно, увеличивает IPC на несколько процентных пунктов.

AMD также удвоила возможности управления питанием чипа, начав с того, что она называет «Enhanced Thermal Monitoring». Было удвоено количество температурных датчиков на кристалле GPU. Управление тактовой частотой теперь основано на температурном стыке, который представляет данные от большой сети датчиков, позволяя более точно контролировать частоту и напряжения, тем самым обеспечивая лучшую устойчивость Boost-частот. Это также означает, что GPU может более точно регулировать скорость вращения, чтобы поддерживать надежность кристалла. AMD представила свои собственные тесты, показывающие, что регулирование, основанное на этой функции, а не на пограничной температуре, приводит к повышению производительности на два процента благодаря лучшей устойчивости частот ускорения.

Самым очевидным улучшением является интерфейс памяти, ширина которого теперь составляет 4096 бит, что вдвое больше, чем у «Vega 10», что удваивает пропускную способность памяти. AMD также решила оснастить Radeon VII 16 ГБ памяти HBM2, объём вдвое больший, чем у предыдущего поколения.

Как и «Vega 10», питающий RX Vega 64, так и «Vega 20» в основе Radeon VII представляет собой многочиповый модуль (MCM), комбинацию 7-нм кристалла GPU и четыре по 10-нм стеков VRAM типа HBM2, поставляемые SK Hynix или Samsung, а также промежуточной подложки, на которой расположены стеки GPU и HBM2. Интерпозер обеспечивает микроскопическую разводку высокой плотности между главными элементами, в то время как TSV (через кремниевые переходы) соединяют графический процессор и стеки памяти с подложкой из стеклопластикового пакета под ним. Переход на 7-нм уменьшил размер кристалла графического процессора с 495 мм² на 14-нм «Vega 10» до 331 мм², что не половина, но следует понимать, что «Vega 20» не является оптически-ужатым, так как в кристалле есть многочисленные физические изменения, описанные выше.

Исключая малые изменения в NGCUs, таких как кэш с более низкой задержкой и дополнительные аккумуляторы для целочисленных и с плавающей запятой стороны, вычислительные ресурсы «Vega 20» и иерархия чипа по существу одинаковы. Графический процессор физически имеет 64 NGCU, хотя только 60 из них активированы в Radeon VII. Это, вероятно, сделано для увеличения урожайности/сбора кристаллов. Эти 60 NGCU составляют 3840 потоковых процессоров и 240 TMU. Число ROP не изменилось и составляет 64 единицы, хотя AMD увеличила пропускную способность этих ROP. Ширина шины памяти удвоилась до 4096 бит, как и объём памяти до 16 ГБ.

Упаковка и содержимое


Дополнительные впечатления от упаковки и карты доступны в статье «Распаковка и предварительный обзор», опубликованной ранее.

Комплект поставки:

  • Видеокарта
  • Подставка со светодиодной подсветкой для демонстрации видеокарты (с батарейками)
  • GPU Vega 20

Похоже, что это специальный бокс, предназначенный только для рецензентов — настоящие розничные карты будут поставляться в упаковке, показанной выше, с обычными аксессуарами, такими как диск с драйверами и документацией.

Карта

Кожух кулера и бэкплейт Radeon VII изготовлены из алюминия, предающего изделию высококачественные внешний вид. Для увеличения воздушного потока AMD решилась на новую систему охлаждения с тремя вертушками. Задняя панелька выполнена в едином с основным кулером дизайне. Габариты карты составляют 27.0 х 12.0 см, что гарантирует, что она подойдет практически для всех корпусов, кроме самых компактных вариантов.

Карте потребуется всего два слота в вашей системе.

Варианты подключения:

  • x3 DisplayPort 1.4a
  • x1 HDMI 2.0b

Конфигурация аналогична Vega 56 и Vega 64.

Порт HDMI версии 2.0, и DisplayPort используют 1.4 HBR3, MST и HDR. Это обеспечивает поддержку 4K при 120 Гц, 5K при 60 Гц или 8K при 60 Гц. Поддерживаемые конфигурации HDR — 4K60, 4K120 и 5K60, как и в первом поколении Vega. Кодирование с GPU-ускорением поддерживает HEVC/H.264 с разрешением до 1080p240, 1440p120 и 2160p60. Аппаратное декодирование работает до 4K60 для H.264, H.265 и VP9 (с поддержкой шейдеров).

На плате используются два 8-pin коннектора питания. Такая входная конфигурация рассчитана на потребляемую мощность до 375 Вт.

Без комментариев!

Разборка

Как только бэкплейт снята, основной узел охлаждения легко демонтируется. Весь процесс разборки довольно прост и намного проще, чем на NVIDIA RTX 2070 или RTX 2060.

Только после окончания полной разборки стало заметно, что радиатор состоит из двух частей: чёрная металлическая подкладка, охлаждающая схему регулирования напряжения и основной радиатор с медной базовой платой, тепловых трубок и трех вентиляторов, подключенных к нему.

Компания AMD применила обычные термопрокладки поверх МОП-транзисторов VRM, которые можно использовать повторно. Интерфейс GPU — это совсем другая история. Вопреки общепринятой логике, AMD сделал ход конём — высокопроводящая термопрокладка между основанием паровой камеры и GPU вместо термопасты. В TechPowerUp считают, что это Hitachi TC-HM03, термопрокладка высокой плотности с графитовыми нитями и номинальная проводимостью 25-45 Вт/м·К, что гораздо выше, чем 12.5 Вт/м·К, обычно имеющиеся в некоторых высоковязких термопастах на алмазной основе.

Когда ребята из TPU впервые разобрали карту, они разорвали эту прокладку в клочья и соскребали её полностью с графического процессора и подошвы радиатора, чтобы заменить термопастой. Поскольку прокладка, безусловно, толще, чем стандартный слой термопасты, поэтому после замены, было принято решение о необходимости увеличить монтажное давление кулера на GPU, для того, чтобы убедиться, что между графическим процессором и кулером отсутствуют воздушные зазоры.

После очистки можно полюбоваться внушительной медной паровой камерой, которая поглощает тепло с поверхности GPU, и пять медных тепловых трубок, припаянных к ней. Эти тепловые трубки распространяют тепло по боковому стеку рёбер.

На следующей странице будет более детальное исследование компоновки печатной платы и VRM конфигурации.

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и пользователей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.


Анализ печатной платы

Схема VRM для GPU является 10-фазным и управляется контроллером International Rectifier IR35217, который является одним из лучших контроллеров, доступных на рынке. Обратите внимание на две пустые площадки для пайки для дополнительных фаз, которые могут быть установлены на AMD Radeon Instinct MI60 с полноценными 4096 активными шейдерами чипа.

Второй контроллер IR35217 используется для управления двумя дополнительными схемами, каждая с 2-фазной конструкцией. Проверка показала, эти четыре фазы не связаны между собой, что делает схему VRM 10+2+2.

Для Radeon VII в отличие от первого поколения Vega 10, AMD решила использовать четыре стека памяти HBM2, что удваивает ширину шины памяти до 4096 бит, а также удваивает общую доступную пропускную способность памяти более чем терабайт в секунду! Это также является причиной того, что Radeon VII поставляется с 16 ГБ памяти вместо меньших объёмов, например, 8 ГБ или 12 ГБ. В настоящее время существует только 4 ГБ и 8 ГБ стеки памяти HBM2; меньшие или нечетные ёмкости теоретически доступны через нестандартные конструкции, но с гораздо более высокой стоимостью.

Для достижения желаемой ширины шины 4096 бит требуется четыре стека, поэтому единственными вариантами памяти являются 16 ГБ либо 32 ГБ. Теоретически, возможно создать версию 12 ГБ из 3 стеков с меньшей пропускной способностью памяти на 25%, что приведёт к снижению производительности; другой недостаток заключается в том, что нам пока неизвестно, может ли контроллер памяти Vega работать с количеством стеков без кратности двойки. В нашем обзоре используется память Hynix HBM2 (H5VR32ESA4H-N0C).

AMD Vega 20 – это первый в мире графический процессор, созданный по 7-нм технологическому процессу. Это не только уменьшает размер кристалла, но также позволяет использовать более высокие тактовые частоты с уменьшенным потреблением энергии. Vega 20 производится в TSMC на Тайване с использованием 13.2 миллиардов транзисторов на матрице площадью 331 мм².

Изображенный GPU на самом деле состоит из трёх различных кристаллов. Большой чип GPU, который вы видите посередине, четыре стека памяти HBM2 и, под обоими, покрывающие всю внутреннюю область, подложка, которая представляет собой специальную конструкцию чипа, служащая только для соединения выводов интерфейса микроскопической памяти с их аналогами GPU кристалла.

Тестовая конфигурация


Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2019.1
Процессор Intel Core i7-8700K @ 4.8 GHz
(Coffee Lake, Кэш 12 МБ)
Материнская плата ASUS Maximus X Hero
Intel Z370
ОЗУ G.SKILL 16 GB Trident-Z DDR4
@ 3867 MHz 18-19-19-39
Накопитель 2x 960 GB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Кулер Cryorig R1 Universal 2x 140 мм вентилятора
Операционная система Windows 10 64-bit October 2018 Update
Драйвера NVIDIA: 417.71 WHQL
AMD: Radeon 19.1.1 Beta
Дисплей Acer CB240HYKbmjdpr 24″ 3840×2160

Assassin’s Creed Odyssey

assassins-creed-odyssey
assassins-creed-origins_1920-1080
assassins-creed-origins_2560-1440
assassins-creed-origins_3840-2160

Battlefield V

battlefield v
battlefield-v_1920-1080
battlefield-v_2560-1440
battlefield-v_3840-2160

Civilization VI

Civilization VI
civilization-vi_1920-1080
civilization-vi_2560-1440
civilization-vi_3840-2160

Darksiders 3

darksiders 3
darksiders-3_1920-1080
darksiders-3_2560-1440
darksiders-3_3840-2160

Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided
deus-ex-mankind-divided_1920-1080
deus-ex-mankind-divided_2560-1440
deus-ex-mankind-divided_3840-2160

Divinity Original Sin II

divinity-original-sin-2
divinity-original-sin-2_1920-1080
divinity-original-sin-2_2560-1440
divinity-original-sin-2_3840-2160

Dragon Quest XI

dragon-quest-xi
dragon-quest-xi_1920-1080
dragon-quest-xi_2560-1440
dragon-quest-xi-3840-2160

F1 2018

f1-2018
f1-2018_1920-1080
f1-2018_2560-1440
f1-2018_3840-2160

Far Cry 5

far cry 5
far-cry-5_1920-1080
far-cry-5_2560-1440
far-cry-5-3840-2160

Ghost Recon Wildlands

Ghost Recon Wildlands
ghost-recon-wildlands_1920-1080
ghost-recon-wildlands_2560-1440
ghost-recon-wildlands_3840-2160

Grand Theft Auto V

Grand Theft Auto V
grand-theft-auto-v_1920-1080
grand-theft-auto-v_2560-1440
grand-theft-auto-v_3840-2160

Hellblade: Senua’s Sacrifice

hellblade
hellblade_1920-1080
hellblade_2560-1440
hellblade_3840-2160

Hitman 2

hitman 2
hitman-2_1920-1080
hitman-2_2560-1440
hitman-2_3840-2160

Just Cause 4

just cause 4
just-cause-4_1920-1080
just-cause-4_2560-1440
just-cause-4_3840-2160

Monster Hunter World

monster hunter world
monster-hunter-world_1920-1080
monster-hunter-world_2560-1440
monster-hunter-world-3840-2160

Middle-earth: Shadow of War

shadow-of-war
shadow-of-war_1920-1080
shadow-of-war_2560-1440
shadow-of-war_3840-2160

Rainbow Six: Siege

Rainbow Six: Siege
rainbow-six-siege_1920-1080
rainbow-six-siege_2560-1440
rainbow-six-siege_3840-2160

Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider
rise-of-the-romb-raider_1920-1080
rise-of-the-romb-raider_2560-1440
rise-of-the-romb-raider_3840-2160

Strange Brigade

strange brigade
strange-brigade_1920-1080
strange-brigade_2560-1440
strange-brigade-3840-2160

The Witcher 3: Wild Hunt

The Witcher 3: Wild Hunt
the-witcher-3_1920-1080
the-witcher-3_2560-1440
the-witcher-3_3840-2160

Wolfenstein II

wolfenstein-2
wolfenstein-2_1920-1080
wolfenstein-2_2560-1440
wolfenstein-2_3840-2160

Сводка производительности

relative-performance_1920-1080
relative-performance_2560-1440
relative-performance_3840-2160

Производительность/Вт

performance-per-watt_1920-1080
performance-per-watt_2560-1440
performance-per-watt_3840-2160

Производительность/$

performance-per-dollar_1920-1080
performance-per-dollar_2560-1440
performance-per-dollar_3840-2160

Энергопотребление

О чудо, в неигровых режимах Radeon VII кушает меньше чем продукты новейшей генерации NVIDIA, правда значения в жизни мизерные (2-5 Вт), чтобы о них упоминать.

В играх всё становится на свои места — среднее потребление достигает 268 Вт, а пиковые значения по стать 300 Вт, что значительно улучшение по сравнению с картами Vega 1-го поколения; сказывается переход на 7-нм, поскольку AMD не вносила существенных изменений в архитектуру GCN.

Максимальная потребляемая мощность в тесте Furmark достигает 350 Вт, что является пределом TDP платы. Большая разница между геймингом и Furmark показывает, что карта не работает на пределе своей мощности всё время, в отличие от NVIDIA GeForce 20-серии, где карты находятся на пределе постоянно.

В целом AMD улучшила энергоэффективность на 25-40% по сравнению с дебютными изделиями Vega и на 60% по сравнению с Polaris. Хотя это звучит впечатляюще, но это и рядом не близко к уровням эффективности NVIDIA. Даже Pascal, созданный несколько лет назад, более энергоэффективен, чем «Vega 20», можно лишь только представить себе, что произойдет, когда NVIDIA перенесёт Turing на 7-нанометровый узел.

Сегодня можно представить обзор того, что наделало много шума в начале года – видеокарта Radeon VII от AMD. Ввиду большой загруженности автора, текстовая часть обзора пока находится на стадии оптимизации, однако изображения тестов (игры, потребление и прочее) представлены полностью, и по ним уже можно судить о производительности новинки. Обзор уже скоро будет закончен, ждите обновления!

power_idle
power_multimon
power_bluray
power_average
power_peak
power_maximum

Температуры

temperatures

Уровень шума

fantest

Как и предыдущие референсные дизайны AMD, Radeon VII тоже не может похвастаться наличием функции остановки вентиляторов в режиме ожидания или нетребовательных приложениях. Однако стоит отметить, что шум в простое 27 дБ немного ниже, чем у RTX 2080. Хотя можно было бы воспользоваться и запилить idle-fan-off, и обозначить преимущество над версией Founders Edition, ведь таковая функция также отсутствует у неё.

Как только карта по-настоящему включается в работу, вентиляторы мгновенно набирают обороты и начинают выдавать просто рекордный уровень шума. Если сравнивать 43 дБ с основным соперником из лагеря NVIDIA, то преимущество RTX 2080 вообще неоспоримо. Любителям тихих вариантов эта карта явно не подойдёт.

idle
load

AMD Wattman

Для Vega 20, AMD в очередной раз изменила принципы разгона. Вместо двух кривых с несколькими точками, управляющих частотой и напряжением по отдельности, теперь пользователь получает три точки, которые можно переместить, чтобы сформировать плавную кривую, объединяя напряжение и частоту в одном элементе пользовательского интерфейса.

При перетаскивании этих точек (перемещать можно только вертикально), просто контролируя напряжение. Перемещение точек по горизонтали для настройки частоты невозможно — нужно перетащить белые вертикальные линии с маленькими флажками вверху, что несколько нелогично.

Обратите внимание на пунктирную горизонтальную линию, помеченную как «Max». Это максимальное напряжение, на которое может работать карта, перетаскивая точки выше, никакого эффекта не последует. Это хорошо видно по оранжевой кривой, не выходящей за пределы максимального напряжения.

Если вы предпочитаете, чтобы карта оставалась на одном напряжении и частоте, насколько это возможно, можете перетащить обе точки рядом друг с другом, чтобы уменьшить эффективную рабочую полосу частот GPU. На самом деле, это выглядит так, как будто это просто сужает диапазон—карта будет по-прежнему работать на различных тактовых скоростях вблизи желаемых целевых частот.

Junction Temperature / Hotspot

Когда в своём GPU-Z TPU впервые предложил термодатчик «Hotspot» для карт Radeon Vega, AMD запросила его удаление; и те пошли на компромисс с «off-by-default». Каково же было удивление ребят из TPU, заметивших тот же самый датчик, но уже в Wattman, представленный с пометкой «Junction Temperature».

В своем руководстве для обозревателей AMD всё же проливает дополнительный свет на этот новый датчик. AMD разместили 64 термодатчика по всему кристаллу графического процессора в стратегических важных точках, что вдвое больше, чем у первого поколения Vega. Наивысшее показание всех этих датчиков называется «Junction Temperature» и сообщается в Wattman. Таким образом, Radeon VII использует температурный стык для регулирования температуры и управления вентилятором.

Как и у Vega, указанные значения температуры довольно высоки, что может напугать некоторых менее опытных пользователей. Как только температура достигнет 115 °C, карта начнет немного дросселировать, чтобы поддерживать температуру ниже 115 °C. Из коробки с тестируемым образцом этого не происходило во время гейминга — Junction Temperature доходил только до отметки 110 °C.

В целом, использование данного сенсора в Wattman — хороший выбор, потому что, как и в Vega, он позволяет энтузиастам определить, является ли монтаж кулера их карты точно равномерным или существует какая-либо другая проблема стыковки.

Хотя у TPU появились сомнения по поводу привязки управления вентилятором к Junction Temperature. Его значение будет расти очень быстро, как только карта получит некоторую нагрузку, то есть в тот момент, когда тепловое решение ещё способно впитывать тепло. Intel учитывает этот дополнительный запас в своем дизайне CPU Turbo, который отлично подходит для обработки быстрых всплесков активности при максимальной производительности без перегрузки системы охлаждения.

После завершения всех тестов и фотографий, а также после сборки карты появилась идея, а можно ли довести Junction Temperature ниже 110 °C, которые наблюдали на стандартной карте. Замена термопасты не имела решающего значения (всего 1-2 °C). Небольшая хитрость в таких ситуациях — увеличение монтажного давления путем добавления маленьких металлических шайб. На рисунке выше видны две такие шайбы: одна для наглядности лежит отдельно, а вторая уже на месте монтажа. Естественно нужно применять всего четыре шайбы — по одной на каждый винт, в данном случае использовались шайбы с внешним диаметром 6 мм, внутренним 3 мм и толщиной 0.5 мм, конечно можно взять другие подходящие варианты из этого диапазона размеров. Кроме всего прочего, можно порекомендовать пластиковые шайбы.

С установленными шайбами ​​Junction Temperature Radeon VII снизилась примерно на 10 °C; итого 100 °C, что является значительным улучшением.

Оверклокинг

gpuz-overclocking

Ручной максимальный разгон нашего образца составляет: 1165 МГц для VRAM (+12%) и GPU 1950 МГц (+8%).

Эффективность разгона

Используя полученные тактовые частоты, был проведен скоротечный тест Unigine Heaven для оценки выигрыша.

overclocked-performance

Актуальный, фактический выигрыш в 3D производительности от ручного оверклокинга составил 8.2%!

Тактовые частоты

Для проведения такого рода теста вначале карте дают некоторое время бездействовать для достижения теплового равновесия. Далее следует мгновенная 100% игровая нагрузка и записываются основные параметры, что даёт примерное представление, как ведёт себя карта, когда частота вращения её вентиляторов нарастает одновременно с увеличением температуры. Когда же температура достигнет стабильной точки, то есть её увеличение не происходит в течение 2-х минут, нагрузка прекращается и записывается данные в процессе остывания.

clocks-and-thermals

Частотный профиль

описание для частотного профиля
GPU частота Memory частота Clock GPU Voltage
(измерено)
Desktop 25 МГц 350 МГц 0.713 В
Multi-Monitor 25 МГц 350 МГц 0.712 В
Blu-ray Playback 21 МГц 350 МГц 0.713 В
3D Load 1766-1794 МГц 1000 МГц 1.068-1.081 В

Оценка и отзыв

цена

Начиная с 7 февраля, карта Radeon VII будет доступна у всех основных партнёров AMD за 699 $.

плюсы
  • Первый 7-нм GPU в мире
  • 16 ГБ памяти HBM2
  • Ощутимое увеличение производительности по сравнению с RX Vega 64
  • Улучшенная энергоэффективность
  • Лучший разгонный потенциал, чем у более ранних карт Vega
  • Дополнительные датчики температуры
  • Бэкплейт
  • Три AAA-игры в комплекте
  • FreeSync/VESA Adaptive-Sync, HDMI 2.0, поддержка DisplayPort 1.4, 8K
минусы
  • Средняя производительность даже и рядом не стоит с RTX 2080
  • Цена кажется завышенной по сравнению с RTX 2080
  • Очень шумная в гейминге
  • Отсутствует блокировка вентиляторов в ожидании, при этом в нём работает тихо
  • Энергоэффективность по-прежнему намного хуже, чем у NVIDIA

Отзыв начнём самого главного — громкое утверждение AMD, что Radeon VII может потягаться RTX 2080, не соответствует действительности по крайне мере в тестах предложенных ресурсом TPU. Но давайте обо всём по порядку. Начнём сравнение с картами первого поколения Vega. Отметим, что разница всегда будет основана только на усреднённых значениях теста в каком-либо разрешении. В 1440p Radeon VII опережает предыдущего флагмана Radeon Vega 64 на 25%, у которого на 256 (или 7%) шейдеров больше; Vega 56 отстаёт примерно на 40%, что уже впечатляет. Но если мы возьмём RTX 2080, то предтоп NVIDIA на 14% быстрее «семёрки», доживающий своё GTX 1080 Ti и тот на 5% шустрее. Да, в 4K разница практически сводится к мизеру (-10%), но так как Radeon VII таргетирован на плавный 1440p то именно это разрешение и было взято за основу сравнения. Если же смотреть тесты по отдельности то можно заметить, что в некоторых из них Radeon VII даже опережает RTX 2080, но здесь без особых дивидендов в целом уж очень рядом конкурент (расскажем далее). Таким образом, исходя из результатов производительности «семёрку» можно рекомендовать для гейменга в 1440p с максимальной детализацией или 4K снизив прилично настройки, если есть желание заполучить в них 60 кадров в секунду. К слову, геймерский флагман на Pascal, GTX 1080 Ti вот реальный оппонент для Radeon VII по поводу игровой производительности; текущий топ NVIDIA, RTX 2080 Ti быстрее на 40% нашего сегодняшнего героя.

Ещё разок отметим, что сводные показатели не следует рассматривать изолированно. Есть тайтлы, в которых Radeon VII действительно на равных обменивается ударами с RTX 2080, но также есть много игр, где отсутствие оптимизации делает «семёрку» значительно медленнее, перенося её в лигу GTX 1080 Ti или того даже RTX 2070. К примеру, тайтл «Strange Brigade», использующий DirectX 12 и асинхронные вычисления, которые наилучшим образом подходят для этого чипа, располагают его близко к RTX 2080 Ti в 4K, что чрезвычайно впечатляет. «Far Cry 5» — это еще одна игра, в которой Radeon VII оправдывает своё обещание, в неё карта постоянно опережает RTX 2080. Другая игра на DirectX 12 «Deus Ex: Mankind Divided» также демонстрирует хорошие результаты для этой карты. Игры, в которых не используется DX12 или последние технологии рендеринга, существенно снижают средний уровень производительности. Например, Hitman по идее должен был стать полигоном для графических технологий нового поколения, но с Hitman 2 поддержка DirectX 12 была свёрнута, а графические технологии сокращены в пользу контента. Как следствие неудовлетворительные результаты тестов для продуктов AMD. Здесь можно посоветовать ознакомится с каждым отдельно взятым тестом, и посмотреть подходит ли эта карта для вашего конкретного случая. Хардкорные игроки Battlefield V, например, могут ожидать немного лучшей производительности, чем от RTX 2080. В общем и целом не всё так просто!

Плавно переходим к другим категориям сравнения. AMD также последовала за NVIDIA и отказалась от своего классического дизайна кулера для референсных плат и выкатила совершенно новую систему охлаждения с тремя вентиляторами. Здесь конечно AMD могла обойти конкурента, предложив уникальную функцию блокировки вертушек в режиме ожидания или в простое, но, тем не менее, этого не произошло, скорее всего, была потеряна некая часть потенциальных покупателей. В простое карта очень тихая, а вот в гейминге мы получили одно из самых шумных решений, 43 дБ это нечто между Vega 64 и Vega 56; сравните с Founders Edition. Если здесь случился некий баг на уровне софта; всплывёт обязательно и будет исправлен. Возможно вот в чём дело.

По-видимому, основная причина чрезмерного уровня шума заключается в том, что AMD привязала управление вентилятором к новому датчику под названием «Junction Temperature», который владельцы RX Vega ранее видели в GPU-Z, под названием «Hot Spot». Этот датчик сообщает о самой высокой температуре в тепловой сети из 64 сенсоров, постоянно контролирующих уровни нагрева в различных стратегических областях графического процессора. Конечно, тем больше датчиков контроля, тем лучше, ведь они помогают получить более достоверную картину о состоянии устройства. Однако проблема заключается в том, что значения 100 °C, которые выглядят, скажем, так деморализующими для неопытных пользователей здесь это норма, что ещё хуже, карта начнёт дросселировать только при 115°C, даже если «классическая» температура GPU будет значительно ниже 80°C. То есть когда температура Junction Temperature растёт намного быстрее, чем «классическая» температура, вентиляторы мгновенно начинают разгоняться и отчаянно пытаются удержать карту ниже точки дросселирования. Насколько известно, никаких данных о «самой горячей температуре» среди конкурирующих GPU не существует. Предполагается, что температурные градиенты одинаковы (75°C GPU = 110°C Junction), и по идее мы должны замечать у других GPU, работающих значительно выше 80°C похожие значения троттлинга, но этого не происходит. Может быть, 115°C слишком консервативны, или температурный градиент конкретного Vega 20 оказался выше. Слишком запутанно, не правда ли! Но других вариантов объяснения пока нет.

Потребление энергии ахиллесова пята AMD. В данном случае энергоэффективность была порядком улучшена, но только по сравнению с картами Vega первого поколения о борьбе в этой номинации с NVIDIA пока говорить не приходится. До архитектуры Turing ещё далеко, а до лучшего экономиста в лице Pascal ещё дальше. Казалось бы, ну будет больше счёт за электроэнергию, но ведь большое энергопотребление — больше термальной энергии. И здесь не мудрено, что кулер будет надрываться от высоких температур, предлагая соразмерные уровни шума. AMD пока никак не удаётся что-то придумать с потреблением, возможно, ей понадобится совершенно новая архитектура.

Добрались до одного из главных козырей Radeon VII — 16 ГБ памяти HBM2. Это лучший показатель среди карт стоимостью ниже 1 000 $, браво, ещё один своеобразный рекорд установлен. Представить только у конкурента всего 8 ГБ, у топа 11 ГБ, но на деле объём лишь пару раз доказал в тестах свою значимость. Обозначился плеск частоты кадров в игре Far Cry 5, запущенной в 4K с HDR10 и уменьшенным до 1440p динамическим разрешением для достижения 60 кадров в секунду; отнюдь не самый вероятный случай в жизни. Речь, конечно, не идёт о том, что такой объём не нужен или не пригодится. Он будет востребован у создателей контента, для машинного обучения с большими наборами данных и, конечно же, GPU-майнинга с новыми алгоритмами, интенсивно использующими память. Здесь просто намёк на то, что NVIDIA применила намного более дешёвую память GDDR6, а AMD решила использовать дорогостоящую HBM2, тем самым увеличив конечную стоимость своего продукта. Как упоминалось ранее в обзоре, стеки HBM2 не могут иметь нечетных размеров или меньше быть 4 ГБ, поэтому с четырьмя стеками (для достижения 4096-битной шины) у AMD попросту не было другого выбора, кроме как оснастить карту 16 ГБ.

Если рассматривать перспективу, когда игры постоянно требуют больше VRAM, то тут тоже не всё так однозначно, так как на текущий момент сей процесс застопорился из-за размеров памяти на консолях. Возможно, процесс возобновится с выходом консолей нового поколения оснащённых 16 ГБ, но пока разработчикам игр нет особого смысла искусственно наращивать требования для ПК-версий, получив, в конечном счете, отказ пользователей их покупать. Тем более Radeon VII не обладает мощностью для 4K 60 FPS, независимо есть ли у него лишняя память или нет. Таким образом, увеличение требований игр к VRAM придёт ещё нескоро.

До старта Radeon VII даже 4-й по списку продукт RTX 20-серии от NVIDIA, RTX 2060 за 350 $ обгонял саму быструю карту AMD. И вот картинка изменилась. Radeon VII по цене соответствующей RTX 2080 кажется дороговатым и особенно, взирая на его недостатки. В Европе Radeon VII будет стоить около 729 €, тогда как самый дешёвый RTX 2080 можно найти «всего» за 649 €, включая налоги в обоих случаях. С другого боку, в AMD комплектует свой девайс тремя тайтлами – «Resident Evil 2», «Devil May Cry 5» и «The Division 2», что, безусловно, благотворно может отразиться на продажах. А вот NVIDIA предлагает две игры: «Battlefield V» и «Anthem». Итоговая стоимость 599 $ могла бы быть более уместной, так как потенциальный покупатель карты, мог закрыть глаза на обещанную, но недостающую до уровня RTX 2080 производительность. В нагрузку можно отправить отсутствие DirectX Raytracing, что в ближайшее время может перерасти в осязаемую проблему для AMD. Да, сейчас поддержкой DXR пока может похвастаться только Battlefield V, но можно спать на 100% спокойно — NVIDIA прилагает максимум усилий для внедрения одной из своих последней наработок в массовость. Другая, эксклюзивная технология сглаживания под названием DLSS повышающая производительность при скромном ухудшении качества изображения может отправить RTX 2080 в лигу 4K 60 FPS. Механизм машинного обучения Microsoft DirectML может обеспечить более широкую поддержку этой концепции, но он пока, похоже, находится в зачаточном состоянии (предварительный просмотр технологии в Windows 10 Spring 2019 Update) и DirectML представляет только базовую платформу для машинного обучения, а не полную готовность к внедрению DLSS. Здесь ещё нужно немного помолиться на разработчиков, чтобы стали инвестировать в ресурсы для добавления поддержки.

Как бы нам хотелось, чтобы Radeon VII стал успешным, но, глядя на тесты, кажется, что NVIDIA опять всё сойдет с рук, учитывая, что именно «зелёная команда» полностью и уже давно контролирует цены на high-end видеокарты. Пусть даже NVIDIA не сможет оправдать их только наличием технологии RTX (как доказательство их квартальные финансовые результаты, демонстрирующие слабую реакцию на RTX 20-й серии). Поди, AMD другим путём, предложив Radeon VII за 599 $; шаг который мог бы, заставить NVIDIA даже не смотря на неоспоримые недостатки, пересмотреть и снизить цены на RTX 2080 и RTX 2070, оживив тем самым рынок и принеся ему несомненное благо. Следующий момент — это брешь, образовавшаяся между RX 590 и Radeon VII, то есть нужен настоящий приемник RX Vega 56. Естественно, что многим придёт на ум достаточно простой способ решения этой проблемы – «сушка» чипа Vega 20 плюс два 4 ГБ стека HBM2 с 512 ГБ/с, и вот наследник готов. Но, по правде говоря, следует отметить, что владельцам продуктов Pascal и даже счастливым обладателям карт Vega 1-го поколения нужно будет поискать более весомую причину для апгрейда. Всего доброго!

Признательность за обзор и тестирование W1zzard.

С уважением, procompsoft.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *