Итак, «Ampere» здесь! В этом развёрнутом обзоре производительности предстанет графическая карта NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition. В начале сентября NVIDIA шокировала публику, анонсировав не только RTX 3080, но и более крупную RTX 3090 и более доступную RTX 3070. Любопытно, что GeForce RTX 3080 маркируется как «флагманский продукт», в то время как RTX 3090 сравнивался с картами TITAN прошлого поколения. Видеокарта RTX 3080 со стартовой ценой в $699 разработана для обеспечения 4K UHD-гейминга с частотой более 60 кадров в секунду, 100+ fps в 1440p, а также для гейминга с экстремальной частотой обновления (360 Гц).

Архитектура «Ampere», о которой подробно рассказывалось в специальной статье (см. здесь), знаменует собой второе поколение новаторской технологии трассировки лучей RTX в реальном времени от NVIDIA, целью которой является создание RTX, выходящего за рамки набора функций DirectX Raytracing, и чтобы трассировка лучей оказывала как можно меньшее влияние на игровые возможности. В новых RTX 3080 и RTX 3090 NVIDIA также представляет новое решение для охлаждения с двойным осевым потоком, подробно описанное в статье о распаковке и предобзоре RTX 3080 на прошлой неделе (см. тут). Чтобы такая конструкция работала, NVIDIA также представила полностью новый 12-pin коннектор питания, который, как мы надеемся, станет стандартом в будущем.

Сама архитектура «Ampere» дебютировала весной 2020 года как часть скалярного процессора HPC A100 Tensor Core, ориентированного на исследователей AI DNN. А как потребительская графическая архитектура «Ampere» предстал сегодня, и первый обзор — GeForce RTX 3080 Founders Edition. Процессор A100 Tensor Core имеет определенные архитектурные элементы, которые не имеют отношения к игровому сегменту, такие как ядра FP64 и память HBM2E, и полностью лишен всего оборудования растровой графики, требуемое для игр. Архитектура GeForce «Ampere» избавлена от ядер FP64, имеет в высшей степени, модернизированные растровые аппаратные компоненты и новые RT-ядра 2-го поколения. Что общего между ними, так это потрясающие новые тензорные ядра 3-го поколения, которые используют разреженность для повышения производительности логического вывода ИИ на порядок; и новое ядро «Ampere» FP32 CUDA с более эффективным использованием его вычислительного механизма.

title

За последнее десятилетие NVIDIA усовершенствовала искусство представления видеокарт GeForce и теперь это не просто как аппаратное обеспечение, а как законченные потребительские графические решения с программными функциями, улучшающими игровой процесс на ПК. Компания считает себя оплотом компьютерных игр, в то время как гейминг на консолях становится ближе к ПК, чем когда-либо. С консолями Xbox и PlayStation нового поколения, обещающими игры в разрешении 4K UHD, NVIDIA, вероятно, считает, что игры на ПК могут выжить только в том случае, если они сохранят огромное технологическое превосходство, что приведёт к пропорционально лучшему опыту. Это, по-видимому, основная причина стремления компании к использованию трассировки лучей в реальном времени. Однако рендеринг с полной трассировкой лучей по-прежнему остается теоретическим в потребительских сценариях, NVIDIA придумала способ составить обычную растровую 3D-графику с продуманными элементами трассировки лучей (такими как освещение, тени, отражения и т. д.). Во втором поколении RTX NVIDIA добавляет более реалистичные эффекты, такие как размытие движения с трассировкой лучей. Для этого компания даже разработала специальное оборудование!

NVIDIA также сообщает, что GeForce «Ampere» представляет собой «the best of next-gen», и хочет показать, что простое появление на рынке первым не делает продукт лучшим. Чип GA102, лежащий в основе RTX 3080 Founders Edition, построена на новом 8-нм узле от Samsung, предлагая сравнимые с 7-нм от TSMC плотность транзисторов и iso-мощность. Он также реализует PCI-Express Gen 4 для лучшего взаимодействия ввода-вывода с новейшими настольными платформами, такими как Ryzen 3-го поколения и грядущие процессоры Intel Core. В отдельной статье NVIDIA RTX 3080 PCI-Express Scaling более подробно будет рассмотрен интерфейс шины, а в другой статье сравнение RTX 3080 с аналогичными по цене процессорами премиум-класса от Intel и AMD, RTX 3080 протестирован на Core i9-10900K vs Ryzen 9 3900XT.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition выглядит как украшение в руке. Это связано с тем, что в течение последних поколений NVIDIA перестала рассматривать свои продукты референсного дизайна как базовые ориентиры для улучшения от своих партнеров, поскольку они, уже скорее, являются высокими инженерными стандартами, которым сами партнёры могут стремиться соответствовать или превосходить с помощью продуктов с кастомным дизайном. Вот почему NVIDIA воздерживается от использования термина «референсный дизайн», говоря о продуктах Founders Edition. В отличие от RTX 2080 Founders Edition предыдущего поколения, цена, на которую была выше стартовой, новая RTX 3080 Founders Edition отпускается по заявленной ранее стоимости $699. В этом обзоре GeForce RTX 3080 Founders Edition протестируется в обновленном наборе реальных игровых тестов. Здесь также подробно исследуется уникальный новый дизайн карты, а разобрав её, тесту подвергнутся новые тепловые и электрические характеристики карты.

Меню ↑

Спецификации

Анализ сегмента рынка
  Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1080 Ti $650 3584 88 1481 МГц 1582 МГц 1376 МГц GP102 12200M 11 ГБ, GDDR5X, 352 бит
RX 5700 XT $370 2560 64 1605 МГц 1755 МГц 1750 МГц Navi 10 10300M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 $340 2304 64 1410 МГц 1620 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 Super $450 2560 64 1605 МГц 1770 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
Radeon VII $680 3840 64 1802 МГц без 1000 МГц Vega 20 13230M 16 ГБ, HBM2, 4096 бит
RTX 2080 $600 2944 64 1515 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Super $690 3072 64 1650 МГц 1815 МГц 1940 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Ti $1000 4352 64 1350 МГц 1545 МГц 1750 МГц TU104 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит
RTX 3070 $500 5888 64 1500 МГц 1725 МГц 1750 МГц GA104 17400M 8 ГБ, GDDR6, 256-бит
RTX 3080 $700 8704 96 1440 МГц 1710 МГц 1188 МГц GA102 28000M 10 ГБ, GDDR6X, 320-бит
RTX 3090 $1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит

Меню ↑

Упаковка и содержимое

Комплект поставки:

  • Видеокарта
  • Документация

Меню ↑

Карта

GeForce RTX 3080 Founders Edition — видеокарта нового типа, как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения внешнего дизайна. Теперь получаем по одному вентилятору с каждой стороны карты — больше никакой бэкплейт. Один вентилятор всасывает воздух из нижней части корпуса, направляя и удаляя его через отверстие в панели слота. Другой вентилятор всасывает воздух снизу и выталкивает его над картой — рядом с зоной охлаждения центрального процессора, где обычно устанавливается корпусная вертушка для отвода теплого воздуха за пределы системы. Визуально карта выглядит потрясающе, с чистым дизайном почти как iPhone с матовыми и блестящими металлическими поверхностями.

Размеры:

  • Высота: 11 см
  • Длина: 29 см

Подумать только, потребуется всего два слота.

Выходы:

  • 3x DisplayPort (v1.4)
  • 1x HDMI (2.0b)

Интересно, что порт USB-C для VR-гарнитур, пердставленный NVIDIA в Turing Founders Editions, был удален — наверное, он не заработал, как планировалось.

Выходы DisplayPort 1.4a поддерживают Display Stream Compression (DSC) 1.2a, что позволяет подключать 4K дисплеи с частотой 120 Гц, а 8K с частотой 60 Гц. Ampere может управлять двумя дисплеями 8K с частотой 60 Гц всего по одному кабелю на дисплей.

Ampere — первый GPU, поддерживающий HDMI 2.1, увеличивающий пропускную способность до 48 Гбит/с для поддержки более высоких разрешений, таких как 4K@144 и 8K@30, с помощью одного кабеля. С DSC это до 4K@240 и 8K@120 соотвественно.

Новый видеодвижок NVIDIA NVENC/NVDEC оптимизирован для обработки видео-задач с минимальной загрузкой ЦП. Изюминкой здесь является добавленная поддержка декодирования AV1. Как и в случае с Turing, также можно декодировать MPEG-2, VC1, VP8, VP9, ​​H.264 и H.265 изначально, с разрешением до 8K@12-бит.

Кодировщик идентичен Turing, он поддерживает H.264, H.265 и без потерь до 8K@10 бит.

RTX 3080 Founders Edition представляет новый 12-pin коннектор входного питания. В последнее время очень много говорят об этом разъёме, в основном это гораздо более компактное решение, обеспечивающее большую мощность для карты. Всего один такой разъем обеспечивает мощность до 300 Вт, что эквивалентно двум 8-pin кабелям питания PCIe. Общая доступная мощность составляет 375 Вт (300 Вт от 12-зшт + 75 Вт от слота PCIe). С каждой последней версией Founders Edition NVIDIA включает 2 переходных кабеля с 8-pin на 12-pin, так что пользователю не нужно докупать отдельно никаких специальных переходников сторонних производителей.

GeForce RTX 3080 не поддерживает SLI, а вот старший брат, RTX 3090, поддерживает. Поскольку оба основаны на графическом процессоре GA102, такой выбор сделан исключительно для сегментации. Multi-GPU действительно больше не поддерживается широко, так что в этом нет ничего страшного.

Меню ↑

Срываем покрова — Разборка

Если внимательно ознакомится с фотографиями, можно заметить, что у RTX 3080 Founders Edition нет видимых винтов и гаек! Похоже, NVIDIA точно черпала вдохновение у Apple. Это конечно усложняет процесс разборки, но ниже предложена пошаговая инструкция.

Сначала потребуется снять тонкую фигурную V-образную заглушку. Внизу буквы V (левая сторона первой фотографии) следует провести пальцем под крышкой и осторожно поднять её. Не стоит использовать металлические инструменты, иначе её можно поцарапаеть. После нужно аккуратно продвинуть от одной стороны к другой, пока зпанелька не откроется. Здесь найдутся четыре винта внизу — открутите их.

Четыре помеченные маленьких накладки, магнитные — какая гениальная идея, намного лучше, чем использовать клей. Используем липкую ленту, чтобы подтянуть их, или тонкие плоскогубцы, чтобы немного приподнять их. Обнаружилось, что поднять их с внешней стороны карты довольно легко. Выкрутите винты внизу.

Теперь осторожно поднимаем крышку. Обратите внимание на текст «RTX 3080» — часть, которую нужно снять. Начните с дальней стороны, немного приподнимите и немного наклоните к центру. Снизу есть несколько термопрокладок, поэтому их можно снять, слегка покачивая.

Затем открутите четыре винта на крышке слота.

Между вентиляторным блоком и платой проложено три кабеля. Первый, J802, использует механизм блокировки скольжения. С помощью тонкой отвертки отодвиньте серебристую металлическую крышку от кабеля. Теперь поднимите черный пластиковый разъём вверх из корпуса разъёма. Первая попытка была тодвинуть в сторону — не получилось, надо поднять.

В разъёмах J804 и J801 используется плоский ленточный кабель, который ОЧЕНЬ тонкий. Будьте осторожны при работе с инструментами в этой области. Механизм блокировки тоже разный. Обратите внимание на чёрный кусок пластика; он складывается вверх. И хотя им можно управится с помощью инструментов, но перевернуть его пальцем вверх намного проще. Теперь очень осторожно отсоедините оба ленточных кабеля.

Удалите эти четыре винта, удерживающие плату на месте.

Поднимите основную плату под небольшим углом вверх. Приходится преодолевать всасывающую силу TIM GPU и памяти, шевеление помогает.

Миссия выполнена!

В кулере NVIDIA используется большое основание испарительной камеры в паре с четырьмя тепловыми трубками. С каждой стороны установлен 85 мм вентилятор.

Чтобы дополнительно разобрать радиатор, потребуется нажать эти три штифта внутрь. Хорошо подойдет тонкая отвертка или кусок пластика.

Штифты фиксируются в этих пазах, вырезанных в раме радиатора.



На раме вы найдете светодиод для центральной подсветки и ещё один, занятый логотипом GeForce. Очень впечатляющий, ещё один шедевр инженерной мысли.

Меню ↑

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и людей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.


Меню ↑

Анализ печатной платы

VRM GPU — 15-фазный, управляемый тремя контроллерами напряжения. Монолитные системы питания MP2884B поддерживают до четырех фаз, MP2886B — шести фаз, а MP2888B — десяти фаз. Пока непонятно, почему NVIDIA просто не использовала 2x MP2888B вместо трех контроллеров, возможно, трехуровневый дизайн помогает экономить электроэнергию, отключая их более агрессивно. Фазы, отмеченные красным, предназначены не для GPU, а для памяти.

Как и ожидалось, чипы DrMOS MP86957 также производятся компанией Monolithic Power Systems.

VRM VRAM — трехфазную схема, генерируемая UPI uS5650Q. Обратите внимание на расположение фаз VRM памяти — все они распределены рядом с фазам питания GPU. Причина, по-видимому, в улучшенных тепловых характеристиках и лучшей стабильности напряжения.

Чипы памяти GDDR6X производятся Micron и имеют номер модели D8BGW, который декодируется как MT61K256M32JE-19:T. Они предназначены для работы на частоте 1188 МГц (эффективная частота GDDR6X — 19 Гбит/с).

GDDR6X снова удваивает скорость передачи данных по сравнению с GDDR6. Он больше не передает один бит информации, устанавливая напряжение на «включено» или «выключено», а вместо этого отправляет два бита информации одновременно, используя четыре разных уровня напряжения.

Графический процессор NVIDIA GA102 — второй чип компании с архитектурой Ampere, первый нацеленный на геймеров GeForce. Он производится в компании Samsung по 8-нанометровому процессу, имеет 28 миллиардов транзисторов и размер кристалла 628 мм².

Меню ↑

Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2020.2
Процессор Intel Core i9-9900K @ 5.0 ГГц
(Coffee Lake, Кэш 16 МБ)
Материнская плата EVGA Z390 DARK
ОЗУ Thermaltake TOUGHRAM, 16 ГБ DDR4
@ 4000 МГц 19-23-23-42
Охлаждение Corsair iCue H100i RGB Pro XT
240 мм AIO
Накопитель Crucial MX500 2 TB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Корпус darkFlash DLX22
Операционная система Windows 10 Professional 64-bit
Version 2004 (May 2020 Update)
Драйвера AMD: Radeon 20.8.3 WHQL
NVIDIA: 452.06 WHQL
GeForce RTX 3080: 456.16 Press Driver

Результаты тестов в других обзорах сопоставимы только при использовании аналогичной конфигурации.


  • Все игры и карты тестируются с драйверами, перечисленными выше — никакие результаты производительности не перерабатываются между тестовыми системами. Используется только эта точная система с точно такой же конфигурацией.
  • Все игры тестируются с использованием одной и той же версии.
  • Все игры настроены на их самое высокое качество, если не указано иное.
  • AA и AF применяются через настройки в игре, а не через панель управления драйвера.
  • Перед началом измерений, карта нагревается для каждого теста, чтобы убедиться, что тестируется устойчивое состояние.
  • Это гарантирует, что карта не будет резко увеличиваться до нереально высоких частот всего за несколько секунд, пока она не нагреется.

Каждая игра тестируется в следующих разрешениях экрана:

  • 1920×1080: самое популярное разрешение монитора.
  • 2560×1440: промежуточное разрешение между Full HD и 4K, с разумными требованиями к производительности.
  • 3840×2160: разрешение 4K Ultra HD, доступное на современных высококачественных мониторах.