Оценка и отзыв

цена

Карта NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition стартовала сегодня рекомендованной производителем розничной цене $699.

плюсы

  • Огромное увеличение производительности по сравнению с RTX 2080/2080 Ti
  • Игры в разрешении 4K с частотой 60 кадров в секунду стали реальностью
  • Отличное соотношение цена/качество
  • Остановка вентилятора на холостом ходу
  • Очень хорошие температуры и уровень шума (для двухслотовой карты на 320 Вт)
  • Аппаратное ускорение трассировки лучей 2-го поколения
  • DLSS улучшен
  • Фантастический потенциал разгона памяти
  • Компактный 2-слотовый кулер
  • Новые функции GeForce: Reflex, Broadcast, G-SYNC 360, RTX-IO,
  • Потрясающий вид
  • Повышенная энергоэффективность
  • RGB-подсветка
  • Поддержка HDMI 2.1, декодирования AV1
  • PCI-Express 4.0
  • 8-нм производственный процесс

минусы

  • Не имеет смысла для геймеров без монитора 4K
  • Всё время работает в режиме лимита мощности
  • Разгон усложняется из-за лимита мощности
  • Неудобное размещение разъёма питания

Если вы затаив дыхание, следили последние две недели за развитием событий вокруг новой архитектуры NVIDIA GeForce Ampere, то настало время выдохнуть с облегчением. Теперь можно точно заявить, что все обещанные Хуангом плюшки и обещания на скоротечной «кухонной» презентации полностью подтвердились. Да, RTX 3080 реально стоит $699, он быстрее, чем RTX 3080 Ti; технологии RTX и DLSS были существенно улучшены и о да, новый кулер эффективен. Браво, Дженсен!

Нужно отдать должное NVIDIA, какую огромную работу на самом деле проделала компания по продвижению архитектуры Ampere. Начать следует всё с то же презентации, после которой начали постепенно как бы, совсем, кстати, стали просачиваться новые технические аспекты, далее несколько дней назад обозревателям разрешили распаковать первый девайс, RTX 3080. И вот, наконец-то тот самый флагман предстал в тестах производительности, и контрольные цифры сообщают, что всё в полном порядке.

Перед запуском ресурс TPU обновил тестовый набор видеокарт, добавил несколько новых и исключил некоторые старые, уже не столь популярные игры. Для знакового теста так же были перепроверены 27 видеокарт с последними драйверами, хотя большинство из них не сыграют большой роли в этом обзоре, однако они позволяют прочувствовать огромную разницу в производительности

Итак, коротко о ГЛАВНОМ! Усредняя набор предлагаемых тестов в 4K разрешении GeForce RTX 3080 Founders Edition оказывается на 66% быстрее, чем RTX 2080 (обе карты были запущены по цене $699). Новинка превосходит флагмана предыдущего поколения, RTX 2080 Ti, на целых 31%! AMD Radeon RX 5700 XT вдвое медленней, да, RTX 3080 превосходит лучший Radeon на 100% по производительности — AMD пока остается, надеется только на RDNA2. К слову, если вы до сих пор держались GTX 1080 Ti, вас можно поздравить, сейчас самое подходящее время для апгрейда; RTX 3080 удвоит текущий fps и предложить работающие новейшие технологии и функции, таких как трассировку лучей и DLSS.

Теперь, если анализировать результаты в более низких разрешениях то, преимущество RTX 3080 прилично нивелируется: +51% относительно RTX 2080 в 1440p и +35% в 1080p. Здесь основной причиной посадки выступает уже центральный процессор, вот так он просто не поспевает за картой. Примером является Anno 1800 — в низких разрешениях все видеокарты упираются в невидимую преграду, в виде потолочных 68 кадров в секунду — предел ЦП в данном случае. В тестовой установке использовался очень быстрый процессор, i9-9900K, таким образом, и любой Ryzen не станет работать тут быстрей. Возвращаясь назад к Anno 1800 в 1080p, разрешении, которое полностью лимитировано ЦП на всех high-end картах, но уже после перехода в 1440p у большинства карт начинает проседать fps, потому что их GPU недостаточно быстр, поэтому они становятся ограниченными уже по GPU. Единственным исключением являются RTX 2080 Ti и RTX 3080, достигающих 67 кадров в секунду в 1440p, при этом всё ещё ограниченных ЦП. При переключении в 4K RTX 2080 Ti возвращается к 46 fps, а RTX 3080 по-прежнему кажется, испытывает ограничения со стороны ЦП со своими 63 fps. К сожалению, ограничения ЦП — реальность игр — RTX 3080 волшебным образом не подарит 360 fps во всех играх, как и никакая другая видеокарта. Мощность процессора, игровые движки и разработчики должны сначала догнать новую волну производительности.

Самая прорывная фишка GeForce RTX 3080 — идеально подходит под 4K гейминг. Карта способна демонстрировать более 60 fps практически во всех тайтлах за одним исключением в лице Control, игры предлагающей 48 fps. Однако у NVIDIA есть козырь в рукаве: технология DLSS, рендерящая игру в более низком разрешении и затем масштабирующая кадр до исходного разрешения монитора. В то время как традиционное масштабирование сопровождается размытостью и артефактами, NVIDIA DLSS использует ИИ для улучшения масштабирования. Без спорно с годами алгоритм только улучшался, но его основная концепция сохранилась. Машинное обучение используется для обучения модели повышению качества игрового контента. И хотя в настоящее время DLSS поддерживают всего несколько игр, их число будет неуклонно расти. Аналогично и с трассировкой лучей, впервые реализованной NVIDIA и принятой на вооружение Microsoft для внедрения в консоли next-gen, готовя своеобразный праздник консольщикам. Поддержка трассировки лучей на консолях является подтверждением того, что разработчики игр 100% начнут выпускать игры с новой технологией — NVIDIA сейчас внедряет второе поколением своей технологии RTX, и можно поспорить, что они многому научились со времён запуска Turing. Количество ядер RTX в Ampere было значительно увеличено, и было добавлено несколько оптимизаций, вероятно, больше, чем NVIDIA сообщает нам.

В обзорах карт на основе GPU от NVIDIA появилась страничка, на которой подробно рассматривается RTX и DLSS производительность. Например, в Metro Exodus RTX 2080 Ti достигает 73 fps с отключенным RTX в разрешении 4K. Когда включается трассировка лучей, частота кадров падает до 38 — слишком мало для многих, поэтому эти геймеры отвергли возможность трассировки лучей. Благодаря значительному увеличению шейдинг мощности Ampere и улучшениям RTX, теперь видим 55 fps «RTX on» против 96 fps «RTX off» — это гораздо более приемлемый компромисс для большинства, можно так сказать.

Применение NVIDIA DLSS может ещё больше повысить частоту кадров. Было замечено, что в Control частота кадров RTX 3080 падает с 48.3 при отключенных RTX и DLSS до 28.2 fps при одном включенном RTX, что скверно. После активации DLSS мы возвращаемся к адекватным 52.4 fps, что даже выше, чем при отключенных RTX и DLSS. Конечно, качество DLSS отличается от качества нативного 4K, но оно чертовски близко, и наверняка, большая часть аудитории захочет обменять некоторое качество графики на эффекты трассировки лучей.

Новый дизайн NVIDIA Founders Edition был темой безконечных дискуссий. После тщательного тестирования, нужно признать, что NVIDIA удалось превзойти всю индустрию графических карт кастомного дизайна. Новая версия Founders Edition по-прежнему имеет компактную 2-слотовую конструкцию, но при этом может работать при мощности платы 320 Вт без какого-либо теплового дросселирования. Карты предыдущих версий Founders Edition все время подвергались температурным ограничениям, которые NVIDIA в свое время очень хорошо смягчала своими алгоритмами ускорения. Что ещё более впечатляет, так это то, что уровни шума на новом FE очень хорошие, хотя и не очень низкие — нереалистичное ожидание от 2-слотовой карты, работающей с 60+ fps в 4K. Вентиляторы слышны, но не явно громко и они никоим образом не раздражают. Одна из самых больших критических замечаний в отношении предыдущих карт Founders Edition заключалась в том, что они не поддерживали блокировку вертушек. С RTX 3080 FE NVIDIA также ставит здесь флажок. Когда вы не играете, а например, осуществляете серфинг веб-страниц и потоковое видео, карта полностью отключает вентиляторы для идеального безшумного опыта.

Благодаря новому 8-нм производственному процессу Samsung плюс различным улучшениям в самом кристалле и архитектуре GeForce RTX 3080 снова устанавливает новый рекорд энергоэффективности. Улучшение составило примерно 17% по сравнению с RTX 2080, ранее самой эффективной картой в разрешении 4K. Хотя 17% не предстают монументальной разницей, это всё жё ключ к достижению уровней производительности, которую может обеспечить RTX 3080. Если бы GPU был менее энергоэффективным, лимит мощности дросселировал бы карту раньше, что неизбежно приводило бы к снижению производительности. Альтернативой может быть установка более высокого лимита мощности, но карта станет нагреваться сильнее, а вентилятор работать шумнее. Новый 12-pin коннектор имеет большой смысл, но пока нет 100% уверенности, что он был абсолютно необходим. Также есть сомнения в его позиционировании посередине карты. Это станет кошмаром для людей с ОКР из-за того, что они прячут кабели в футляре. Однако нужно аплодировать NVIDIA за включение адаптера с 12-pin на 2x 8-pin в комплекте с каждой картой Founders Edition, поскольку это гарантирует, что пользователи могут сразу начать играть, не ища переходные кабели потенциально сомнительного качества. NVIDIA подтвердила, что каждая карта кастомного дизайна, использующая 12-pin разъём, также обязана включать в себя переходные кабели.

Разгон на Ampere почти такой же, как и на Turing. Оверклокинг ограничен максимальной мощностью платы, даже, несмотря на то, что NVIDIA включает возможность увеличения лимита мощности с 320 Вт по умолчанию до 370 Вт в программном обеспечении. Хотя потенциал разгона GPU у протестированного образца был невелик, всего несколько процентов, разгон VRAM оказался очень впечатляющим. Память GDDR6X — совершенно новая технология памяти, более сложная, чем когда-либо, однако получилось увеличить её тактовую частоту более чем на 10%. Общая производительность улучшилась почти на 4% от разгона.

В прошлом NVIDIA всегда подвергалась критике за высокие цены; похоже, «зелёная компания» всерьёз прислушались к пожеланиям и критичным отзывам. RTX 3080 Founders Edition продаётся за $699, что является чрезвычайно конкурентоспособной ценой. Помните, что RTX 3080 в два раза быстрее RX 5700 XT ($370) и на 31% быстрее, чем RTX 2080 Ti (более $1000). Похоже, NVIDIA в основном озабочена новыми консолями, которые принесут высококачественные игры в массы по цене около $500. Плата за видеокарту в $1000 — непосильная задача для многих, если у них в наличии целая игровая консоль за $500. В ценовой категории RTX 3080 действительно нет альтернативы, может быть, подержанный RTX 2080 Ti по выгодной цене? И точно ничего из того, что AMD предлагает на текущий момент (узнаем в октябре). Ресурс TPU работает над несколькими обзорами кастомного дизайна на основе RTX 3080 от партнёров NVIDIA, публикации которых появятся очень скоро. Нам конечно же интересно посмотреть, смогут ли их карты соответствовать или превзойти RTX 3080 Founders Edition. NVIDIA установила очень высокую планку.

выбор редакции

Признательность за обзор и тестирование W1zzard из TPU.

С уважением, procompsoft.ru