NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition

Итак, «Ampere» здесь! В этом развёрнутом обзоре производительности предстанет графическая карта NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition. В начале сентября NVIDIA шокировала публику, анонсировав не только RTX 3080, но и более крупную RTX 3090 и более доступную RTX 3070. Любопытно, что GeForce RTX 3080 маркируется как «флагманский продукт», в то время как RTX 3090 сравнивался с картами TITAN прошлого поколения.

Видеокарта RTX 3080 со стартовой ценой в $699 разработана для обеспечения 4K UHD-гейминга с частотой более 60 кадров в секунду, 100+ fps в 1440p, а также для гейминга с экстремальной частотой обновления (360 Гц).

title
[contents]

Архитектура «Ampere», о которой подробно рассказывалось в специальной статье (см. здесь), знаменует собой второе поколение новаторской технологии трассировки лучей RTX в реальном времени от NVIDIA, целью которой является создание RTX, выходящего за рамки набора функций DirectX Raytracing, и чтобы трассировка лучей оказывала как можно меньшее влияние на игровые возможности. В новых RTX 3080 и RTX 3090 NVIDIA также представляет новое решение для охлаждения с двойным осевым потоком, подробно описанное в статье о распаковке и предобзоре RTX 3080 на прошлой неделе (см. тут). Чтобы такая конструкция работала, NVIDIA также представила полностью новый 12-pin коннектор питания, который, как мы надеемся, станет стандартом в будущем.

Сама архитектура «Ampere» дебютировала весной 2020 года как часть скалярного процессора HPC A100 Tensor Core, ориентированного на исследователей AI DNN. А как потребительская графическая архитектура «Ampere» предстал сегодня, и первый обзор — GeForce RTX 3080 Founders Edition. Процессор A100 Tensor Core имеет определенные архитектурные элементы, которые не имеют отношения к игровому сегменту, такие как ядра FP64 и память HBM2E, и полностью лишен всего оборудования растровой графики, требуемое для игр. Архитектура GeForce «Ampere» избавлена от ядер FP64, имеет в высшей степени, модернизированные растровые аппаратные компоненты и новые RT-ядра 2-го поколения. Что общего между ними, так это потрясающие новые тензорные ядра 3-го поколения, которые используют разреженность для повышения производительности логического вывода ИИ на порядок; и новое ядро «Ampere» FP32 CUDA с более эффективным использованием его вычислительного механизма.

За последнее десятилетие NVIDIA усовершенствовала искусство представления видеокарт GeForce и теперь это не просто как аппаратное обеспечение, а как законченные потребительские графические решения с программными функциями, улучшающими игровой процесс на ПК. Компания считает себя оплотом компьютерных игр, в то время как гейминг на консолях становится ближе к ПК, чем когда-либо. С консолями Xbox и PlayStation нового поколения, обещающими игры в разрешении 4K UHD, NVIDIA, вероятно, считает, что игры на ПК могут выжить только в том случае, если они сохранят огромное технологическое превосходство, что приведёт к пропорционально лучшему опыту. Это, по-видимому, основная причина стремления компании к использованию трассировки лучей в реальном времени. Однако рендеринг с полной трассировкой лучей по-прежнему остается теоретическим в потребительских сценариях, NVIDIA придумала способ составить обычную растровую 3D-графику с продуманными элементами трассировки лучей (такими как освещение, тени, отражения и т. д.). Во втором поколении RTX NVIDIA добавляет более реалистичные эффекты, такие как размытие движения с трассировкой лучей. Для этого компания даже разработала специальное оборудование!

NVIDIA также сообщает, что GeForce «Ampere» представляет собой «the best of next-gen», и хочет показать, что простое появление на рынке первым не делает продукт лучшим. Чип GA102, лежащий в основе RTX 3080 Founders Edition, построена на новом 8-нм узле от Samsung, предлагая сравнимые с 7-нм от TSMC плотность транзисторов и iso-мощность. Он также реализует PCI-Express Gen 4 для лучшего взаимодействия ввода-вывода с новейшими настольными платформами, такими как Ryzen 3-го поколения и грядущие процессоры Intel Core. В отдельной статье NVIDIA RTX 3080 PCI-Express Scaling более подробно будет рассмотрен интерфейс шины, а в другой статье сравнение RTX 3080 с аналогичными по цене процессорами премиум-класса от Intel и AMD, RTX 3080 протестирован на Core i9-10900K vs Ryzen 9 3900XT.

NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition выглядит как украшение в руке. Это связано с тем, что в течение последних поколений NVIDIA перестала рассматривать свои продукты референсного дизайна как базовые ориентиры для улучшения от своих партнеров, поскольку они, уже скорее, являются высокими инженерными стандартами, которым сами партнёры могут стремиться соответствовать или превосходить с помощью продуктов с кастомным дизайном. Вот почему NVIDIA воздерживается от использования термина «референсный дизайн», говоря о продуктах Founders Edition. В отличие от RTX 2080 Founders Edition предыдущего поколения, цена, на которую была выше стартовой, новая RTX 3080 Founders Edition отпускается по заявленной ранее стоимости $699. В этом обзоре GeForce RTX 3080 Founders Edition протестируется в обновленном наборе реальных игровых тестов. Здесь также подробно исследуется уникальный новый дизайн карты, а разобрав её, тесту подвергнутся новые тепловые и электрические характеристики карты.

Спецификации

Анализ сегмента рынка
  Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1080 Ti $650 3584 88 1481 МГц 1582 МГц 1376 МГц GP102 12200M 11 ГБ, GDDR5X, 352 бит
RX 5700 XT $370 2560 64 1605 МГц 1755 МГц 1750 МГц Navi 10 10300M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 $340 2304 64 1410 МГц 1620 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 Super $450 2560 64 1605 МГц 1770 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
Radeon VII $680 3840 64 1802 МГц без 1000 МГц Vega 20 13230M 16 ГБ, HBM2, 4096 бит
RTX 2080 $600 2944 64 1515 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Super $690 3072 64 1650 МГц 1815 МГц 1940 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Ti $1000 4352 64 1350 МГц 1545 МГц 1750 МГц TU104 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит
RTX 3070 $500 5888 64 1500 МГц 1725 МГц 1750 МГц GA104 17400M 8 ГБ, GDDR6, 256-бит
RTX 3080 $700 8704 96 1440 МГц 1710 МГц 1188 МГц GA102 28000M 10 ГБ, GDDR6X, 320-бит
RTX 3090 $1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит

Упаковка и содержимое

Комплект поставки:

  • Видеокарта
  • Документация

Карта

GeForce RTX 3080 Founders Edition — видеокарта нового типа, как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения внешнего дизайна. Теперь получаем по одному вентилятору с каждой стороны карты — больше никакой бэкплейт. Один вентилятор всасывает воздух из нижней части корпуса, направляя и удаляя его через отверстие в панели слота. Другой вентилятор всасывает воздух снизу и выталкивает его над картой — рядом с зоной охлаждения центрального процессора, где обычно устанавливается корпусная вертушка для отвода теплого воздуха за пределы системы. Визуально карта выглядит потрясающе, с чистым дизайном почти как iPhone с матовыми и блестящими металлическими поверхностями.

Размеры:

  • Высота: 11 см
  • Длина: 29 см

Подумать только, потребуется всего два слота.

Выходы:

  • 3x DisplayPort (v1.4)
  • 1x HDMI (2.0b)

Интересно, что порт USB-C для VR-гарнитур, пердставленный NVIDIA в Turing Founders Editions, был удален — наверное, он не заработал, как планировалось.

Выходы DisplayPort 1.4a поддерживают Display Stream Compression (DSC) 1.2a, что позволяет подключать 4K дисплеи с частотой 120 Гц, а 8K с частотой 60 Гц. Ampere может управлять двумя дисплеями 8K с частотой 60 Гц всего по одному кабелю на дисплей.

Ampere — первый GPU, поддерживающий HDMI 2.1, увеличивающий пропускную способность до 48 Гбит/с для поддержки более высоких разрешений, таких как 4K@144 и 8K@30, с помощью одного кабеля. С DSC это до 4K@240 и 8K@120 соотвественно.

Новый видеодвижок NVIDIA NVENC/NVDEC оптимизирован для обработки видео-задач с минимальной загрузкой ЦП. Изюминкой здесь является добавленная поддержка декодирования AV1. Как и в случае с Turing, также можно декодировать MPEG-2, VC1, VP8, VP9, ​​H.264 и H.265 изначально, с разрешением до 8K@12-бит.

Кодировщик идентичен Turing, он поддерживает H.264, H.265 и без потерь до 8K@10 бит.

RTX 3080 Founders Edition представляет новый 12-pin коннектор входного питания. В последнее время очень много говорят об этом разъёме, в основном это гораздо более компактное решение, обеспечивающее большую мощность для карты. Всего один такой разъем обеспечивает мощность до 300 Вт, что эквивалентно двум 8-pin кабелям питания PCIe. Общая доступная мощность составляет 375 Вт (300 Вт от 12-зшт + 75 Вт от слота PCIe). С каждой последней версией Founders Edition NVIDIA включает 2 переходных кабеля с 8-pin на 12-pin, так что пользователю не нужно докупать отдельно никаких специальных переходников сторонних производителей.

GeForce RTX 3080 не поддерживает SLI, а вот старший брат, RTX 3090, поддерживает. Поскольку оба основаны на графическом процессоре GA102, такой выбор сделан исключительно для сегментации. Multi-GPU действительно больше не поддерживается широко, так что в этом нет ничего страшного.

Срываем покрова — Разборка

Если внимательно ознакомится с фотографиями, можно заметить, что у RTX 3080 Founders Edition нет видимых винтов и гаек! Похоже, NVIDIA точно черпала вдохновение у Apple. Это конечно усложняет процесс разборки, но ниже предложена пошаговая инструкция.

Сначала потребуется снять тонкую фигурную V-образную заглушку. Внизу буквы V (левая сторона первой фотографии) следует провести пальцем под крышкой и осторожно поднять её. Не стоит использовать металлические инструменты, иначе её можно поцарапаеть. После нужно аккуратно продвинуть от одной стороны к другой, пока зпанелька не откроется. Здесь найдутся четыре винта внизу — открутите их.

Четыре помеченные маленьких накладки, магнитные — какая гениальная идея, намного лучше, чем использовать клей. Используем липкую ленту, чтобы подтянуть их, или тонкие плоскогубцы, чтобы немного приподнять их. Обнаружилось, что поднять их с внешней стороны карты довольно легко. Выкрутите винты внизу.

Теперь осторожно поднимаем крышку. Обратите внимание на текст «RTX 3080» — часть, которую нужно снять. Начните с дальней стороны, немного приподнимите и немного наклоните к центру. Снизу есть несколько термопрокладок, поэтому их можно снять, слегка покачивая.

Затем открутите четыре винта на крышке слота.

Между вентиляторным блоком и платой проложено три кабеля. Первый, J802, использует механизм блокировки скольжения. С помощью тонкой отвертки отодвиньте серебристую металлическую крышку от кабеля. Теперь поднимите черный пластиковый разъём вверх из корпуса разъёма. Первая попытка была тодвинуть в сторону — не получилось, надо поднять.

В разъёмах J804 и J801 используется плоский ленточный кабель, который ОЧЕНЬ тонкий. Будьте осторожны при работе с инструментами в этой области. Механизм блокировки тоже разный. Обратите внимание на чёрный кусок пластика; он складывается вверх. И хотя им можно управится с помощью инструментов, но перевернуть его пальцем вверх намного проще. Теперь очень осторожно отсоедините оба ленточных кабеля.

Удалите эти четыре винта, удерживающие плату на месте.

Поднимите основную плату под небольшим углом вверх. Приходится преодолевать всасывающую силу TIM GPU и памяти, шевеление помогает.

Миссия выполнена!

В кулере NVIDIA используется большое основание испарительной камеры в паре с четырьмя тепловыми трубками. С каждой стороны установлен 85 мм вентилятор.

Чтобы дополнительно разобрать радиатор, потребуется нажать эти три штифта внутрь. Хорошо подойдет тонкая отвертка или кусок пластика.

Штифты фиксируются в этих пазах, вырезанных в раме радиатора.



На раме вы найдете светодиод для центральной подсветки и ещё один, занятый логотипом GeForce. Очень впечатляющий, ещё один шедевр инженерной мысли.

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и людей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.


Анализ печатной платы

VRM GPU — 15-фазный, управляемый тремя контроллерами напряжения. Монолитные системы питания MP2884B поддерживают до четырех фаз, MP2886B — шести фаз, а MP2888B — десяти фаз. Пока непонятно, почему NVIDIA просто не использовала 2x MP2888B вместо трех контроллеров, возможно, трехуровневый дизайн помогает экономить электроэнергию, отключая их более агрессивно. Фазы, отмеченные красным, предназначены не для GPU, а для памяти.

Как и ожидалось, чипы DrMOS MP86957 также производятся компанией Monolithic Power Systems.

VRM VRAM — трехфазную схема, генерируемая UPI uS5650Q. Обратите внимание на расположение фаз VRM памяти — все они распределены рядом с фазам питания GPU. Причина, по-видимому, в улучшенных тепловых характеристиках и лучшей стабильности напряжения.

Чипы памяти GDDR6X производятся Micron и имеют номер модели D8BGW, который декодируется как MT61K256M32JE-19:T. Они предназначены для работы на частоте 1188 МГц (эффективная частота GDDR6X — 19 Гбит/с).

GDDR6X снова удваивает скорость передачи данных по сравнению с GDDR6. Он больше не передает один бит информации, устанавливая напряжение на «включено» или «выключено», а вместо этого отправляет два бита информации одновременно, используя четыре разных уровня напряжения.

Графический процессор NVIDIA GA102 — второй чип компании с архитектурой Ampere, первый нацеленный на геймеров GeForce. Он производится в компании Samsung по 8-нанометровому процессу, имеет 28 миллиардов транзисторов и размер кристалла 628 мм².

Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2020.2
Процессор Intel Core i9-9900K @ 5.0 ГГц
(Coffee Lake, Кэш 16 МБ)
Материнская плата EVGA Z390 DARK
ОЗУ Thermaltake TOUGHRAM, 16 ГБ DDR4
@ 4000 МГц 19-23-23-42
Охлаждение Corsair iCue H100i RGB Pro XT
240 мм AIO
Накопитель Crucial MX500 2 TB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Корпус darkFlash DLX22
Операционная система Windows 10 Professional 64-bit
Version 2004 (May 2020 Update)
Драйвера AMD: Radeon 20.8.3 WHQL
NVIDIA: 452.06 WHQL
GeForce RTX 3080: 456.16 Press Driver

Результаты тестов в других обзорах сопоставимы только при использовании аналогичной конфигурации.


  • Все игры и карты тестируются с драйверами, перечисленными выше — никакие результаты производительности не перерабатываются между тестовыми системами. Используется только эта точная система с точно такой же конфигурацией.
  • Все игры тестируются с использованием одной и той же версии.
  • Все игры настроены на их самое высокое качество, если не указано иное.
  • AA и AF применяются через настройки в игре, а не через панель управления драйвера.
  • Перед началом измерений, карта нагревается для каждого теста, чтобы убедиться, что тестируется устойчивое состояние.
  • Это гарантирует, что карта не будет резко увеличиваться до нереально высоких частот всего за несколько секунд, пока она не нагреется.

Каждая игра тестируется в следующих разрешениях экрана:

  • 1920×1080: самое популярное разрешение монитора.
  • 2560×1440: промежуточное разрешение между Full HD и 4K, с разумными требованиями к производительности.
  • 3840х2160: разрешение 4K Ultra HD, доступное на современных высококачественных мониторах.

Игровые тесты (часть 1)

Первый набор игровых тестов.

Anno 1800

Anno 1800
Релиз: 2019 — API: совместимая с DirectX 12 — Движок: Anno Engine

Градостроительная RTS франшиза Ubisoft Anno посетила различные места, древние и средневековые века и даже дважды заглянула в будущее. И наконец-то распаковывает увлекательный период промышленной революции, начинающейся с начала 19-ого столетия. Геймплей сохраняет городское строительство и бои в океане, а также добавляются такие аспекты, как планирование, влияние промышленного загрязнения и туризм. Основанная на движке собственной разработки, игра использует преимущества DirectX 12 и может быть очень обременительной для системы геймера с высокой детализацией, особенно при более высоких разрешениях.

anno-1800_1920-1080
anno-1800_2560-1440
anno-1800_3840-2160

Assassin’s Creed Odyssey

assassins-creed-odyssey
assassins-creed-origins_1920-1080
assassins-creed-origins_2560-1440
assassins-creed-origins_3840-2160

Battlefield V

battlefield v
battlefield-v_1920-1080
battlefield-v_2560-1440
battlefield-v_3840-2160

Borderlands 3

Borderlands 3
Borderlands 3 1920-1080
Borderlands 3 2560-1440
Borderlands 3 3840-2160

Civilization VI

Civilization VI
civilization-vi_1920-1080
civilization-vi_2560-1440
civilization-vi_3840-2160

Control

Control
control_1920-1080
control_2560-1440
control_3840-2160

Death Stranding

Death Stranding
Death Stranding_1920-1080
Death Stranding_2560-1440
Death Stranding_3840-2160

Detroit Become Human

Detroit Become Human
Detroit Become Human_1920-1080
Detroit Become Human_2560-1440
Detroit Become Human_3840-2160

Игровые тесты (часть 2)

Второй набор игровых тестов.

Devil May Cry 5

Devil May Cry 5
devil may cry 5_1920-1080
devil-may cry 5_2560-1440
devil may cry 5_3840-2160

Divinity Original Sin II

divinity original sin 2
Релиз: 2017 — API: DirectX 11 — Движок: Divinity Engine

Divinity Original Sin 2 от Larian Studios — это недавняя RPG-игра, основанная на изометрической проекции игрового мира, которая использовалась во многих классических ролевых играх, в первую очередь Baldur’s Gate. Игра была воспринята очень хорошо и, вероятно, лучший новый релиз для этого жанра на сегодняшнее время. Главный герой, чародей, застрявший в мире, где колдовство запрещено, что приводит к его поимке и возможному побегу, а также раскрытию правду о пустоте, угрожающей всей жизни.

Хотя графика не так требовательна, как у 3D-шутеров, она все ещё нагружает современное оборудование с поддержкой DirectX 11.
divinity original sin 2_1920-1080

divinity original sin 2_2560-1440
divinity original sin 2_3840-2160

DOOM Eternal

DOOM Eternal
DOOM Eternal 1920-1080
DOOM Eternal 2560-1440
DOOM Eternal 3840-2160

F1 2020

F1 2020
f1 2020 1920-1080
f1 2020 2560-1440
f1 2020 3840-2160

Far Cry 5

far cry 5
far cry 5_1920-1080
far cry 5_2560-1440
far cry 5-3840-2160

Gears 5

Gears 5
gears 5 1920-1080
gears 5 2560-1440
gears 5 3840-2160

Hitman 2

hitman 2
hitman 2_1920-1080
hitman 2_2560-1440
hitman 2_3840-2160

Metro Exodus

Metro Exodus
metro exodus_1920-1080
metro exodus_2560-1440
metro exodus_3840-2160

Игровые тесты (часть 3)

Третий набор игровых тестов.

Project Cars 3

Project Cars 3
Project Cars 3 1920-1080
Project Cars 3 2560-1440
Project Cars 3 3840-2160

Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2
Red Dead Redemption 2 1920-1080
Red Dead Redemption 2 2560-1440
Red Dead Redemption 2 3840-2160

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice
sekiro_1920-1080
sekiro_2560-1440
sekiro_3840-2160

Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider
rise-of-the-romb-raider_1920-1080
rise-of-the-romb-raider_2560-1440
rise-of-the-romb-raider_3840-2160

Star Wars: Jedi Fallen Order

Star Wars: Jedi Fallen Order
Star Wars: Jedi Fallen Order 1920-1080
Star Wars: Jedi Fallen Order 2560-1440
Star Wars: Jedi Fallen Order 3840-2160

Strange Brigade

strange brigade
strange-brigade_1920-1080
strange-brigade_2560-1440
strange-brigade-3840-2160

The Witcher 3: Wild Hunt

The Witcher 3: Wild Hunt
the-witcher-3_1920-1080
the-witcher-3_2560-1440
the-witcher-3_3840-2160

Средняя игровая частота кадров

Следующей серией диаграмм усредняем результаты FPS всех предложенных 22 играх, чтобы показать пользователям, какую производительность следует ожидать от данной карты с точки зрения кадров в секунду.

1920×1080 (Full HD)

average fps 1920x1080_2

2560×1440 (WQHD)


average fps 2560x1440_2

3840×2160 (4K Ultra HD)


average fps 3840x2160_2

Энергопотребление

Энергопотребление в режиме ожидания RTX 3080 Ampere немного лучше, чем у Turing 2080/2080 Ti. Хотя это всего несколько пунктов, экономия 4 Вт определенно ценится, особенно для людей, которые работают на своем игровом ПК весь день.

Энергопотребление нескольких мониторов практически полностью соответствует Turing. Новый механизм декодирования мультимедиа, будучи более мощным, также потребляет немного больше энергии. Увеличение на 6 Вт по сравнению с 2080 Ti не является большим делом, но все же удивительно.

Энергопотребление в играх находится на вершине диаграмм, но производительность RTX 3080 при этом более чем впечатляет. Около 300 Вт — это всего лишь на 10% больше потребляемой мощности, чем у RTX 2080 Ti, при этом достигается +25% игровой производительности. Если рассматривать производительность на Ватт, улучшение «приятно», но определенно не является революционным. Предположительно, что следующий шаг к TSMC 7 нанометров или ниже может достичь этого.

Максимальная мощность Furmark достигает 370 Вт, что собственно и является как раз лимитом входной мощности карты 12-pin + PCIe.

Рекомендуемый блок питания (сайт производителя): 700 Вт

power idle

power multimon

power media playback

power gaming average

power gaming peak

power maximum

Тактовые частоты

Для проведения такого рода теста вначале карте дают некоторое время бездействовать для достижения теплового равновесия. Далее следует мгновенная 100% игровая нагрузка и записываются основные параметры, что даёт примерное представление о поведении карты, когда частота вращения её вентиляторов нарастает одновременно с увеличением температуры. Когда же температура достигнет стабильной точки, то есть её увеличение не происходит в течение 2-х минут, нагрузка прекращается и записывается данные в процессе остывания.

Вольт-частотный анализ

На графике ниже записаны все комбинации GPU-частоты и GPU-напряжения в разрешении 1920×1080. Построенные точки, позволяют скомпоновать их, чтобы указать более часто используемые значения. Маркеры светлого цвета означают, что комбинация частота/напряжения используется редко, а более тёмные точки, чаще.

Частотный профиль

Современные видеокарты имеют несколько профилей частот, которые выбираются для требований баланса к энергопотреблению и производительности.

В следующей таблице перечислены параметры синхронизации для важных сценариев производительности и напряжения GPU, используемого в этих состояниях.

GPU частота Memory частота Clock GPU Voltage
Desktop 210 МГц 51 МГц 0.731 В
Multi-Monitor 210 МГц 51 МГц 0.731 В
Media Playback 210 МГц 51 МГц 0.731 В
3D Load 1680-2010 МГц 1188 МГц 0.712-1.081 В

Лимит мощности

Все графические карты NVIDIA получили лимит мощности, определенный в BIOS, ограничивающий энергопотребление, путём соответствующей настройки Boost-частоты. Существует и второй лимит, который определяет максимальный предел настройки TDP для пользовательского разгона, т. е. как далеко сможет пойти ползунок питания. На второй диаграмме значение (+xx%) показывает процентное увеличение от предела мощности тестируемой карты по умолчанию до самого высокого доступного значения ручной настройки-диапазона регулировки ползунка.

power limit
tdp adjustment limit

Эти диаграммы будут обновляться после того, как появятся обзоры проектов RTX 3080 от партнеров NVIDIA.

Температуры

temperatures
Температуры & Шум (сравнение)
  Простой Гейминг
  GPU Noise GPU Noise RPM
NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition 34°C Fan Stop 78°C 36 дБ(А) 1977 об/мин

Эта таблица будет обновлятся после того, как появятся обзоры проектов RTX 3080 от партнеров NVIDIA.

Уровень шума

fantest

Наконец-то! NVIDIA применила остановку вентилятора на холостом ходу в новой версии Founders Edition. Ранее это было одной из основных причин, из-за которой некоторые не слишком жаловали предыдущие карты FE, а также означает, что AMD теперь должна довести дело до конца, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Механизм остановки вентилятора NVIDIA имеет большую задержку, чем обычно. В любом случае это не проблема, просто был замечен более длительный тайм-аут до семи минут.

Уровни игрового шума сопоставимы с картой RTX 2080 Founders Edition, которая, конечно, намного ниже по производительности и тепловыделению. Двухслотовая карта мощностью 320 Вт, такая же тихая, как RTX 3080 Founders Edition, — настоящее достижение. Тем не менее, карта определенно не безшумна, но, по крайней мере, у партнёров есть кое-что, что они могут решить с их кастомным дизайном. У вентиляторов приятная акустика, скорее «свист», чем нытьё, что вполне приемлемо.

idle
load

Сводка производительности

relative-performance_1920-1080
relative-performance_2560-1440
relative-performance_3840-2160

Производительность/Вт

performance-per-watt_1920-1080
performance-per-watt_2560-1440
performance-per-watt_3840-2160

Производительность/$

performance-per-dollar_1920-1080
performance-per-dollar_2560-1440
performance-per-dollar_3840-2160

Производительность RTX и DLSS

metro-exodus-rtx-1920-1080
metro-exodus-rtx-2560-1440
metro-exodus-rtx-3840-2160
control-rtx-1920-1080
control-rtx-2560-1440
control-rtx-3840-2160

Анализ Frametime

На этой странице представлен более глубокий анализ, чем просто средний FPS, покаывающий, как частота кадров меняется с течением времени, что помогает выделить падение FPS. Минимальные значения FPS в 95-м и 99-м процентилях также представлены на этих диаграммах. Вторая диаграмма, гистограмма, показывает форму и разброс данных по времени кадра — насколько плотно сгруппированы измерения.
























GPU Boost 5.0

Хотя NVIDIA специально не называет Ampere GPU Boost «5.0», есть некоторые незначительные изменения по сравнению с Turing.

NVIDIA GPU Boost был представлен с архитектурой Kepler (GTX 680), Maxwell представил GPU Boost 2.0, Pascal повысил версию до 3.0, а Turing — до 4.0. NVIDIA GPU Boost работает, принимая во внимание несколько параметров, сообщаемых картой, для динамического увеличения частоты GPU выше базовой. Увеличение тактовой частоты было особенно значительным с Turing: RTX 2080 Ti работал с базовой тактовой частотой 1350 МГц, был рассчитан на ускорение 1635 МГц (+21%) и в итоге оказался на фактической измеренной средней частоте 1824 МГц (+35%).

GeForce RTX 3080 Founders Edition работает на базовой частоте 1440 МГц с номинальным ускорением, установленным на 1710 МГц (+19%), достигая средней игровой частоты 1931 МГц (+34%), что очень похоже на Turing. Удивительно, что номинальный Boost намного ниже реальной средней частоты. Это время от времени вызывает недоумение; скорее всего, NVIDIA просто перестраховывается, не рискуя чрезмерно многообещать.

Для диаграммы ниже была записана частота GPU при заданной температуре и построена в виде диаграммы рассеяния. Точки полупрозрачные, поэтому можно получить представление о том, какие комбинации температуры и частоты наиболее активны.

Как видно, есть пять групп. При повышении температуры частота GPU начнёт снижаться на 15 МГц на каждые пять градусов Цельсия. Этот интервал 15 МГц является фиксированным, и падение происходит при круглых 70, 75 и 80°C — это не мелкозернистая плавная кривая. Как только вы превысите тепловой лимит 83°C, температура карты дросселируется, что приводит к более агрессивному снижению тактовой частоты. Во время обычного тестирования достичь этого состояния не получилось — да, в отличие от 2080 Ti FE, на RTX 3080 FE отсутствует тепловое дросселирование. Для приведённого выше сюжета пришлось поиграть со скоростью вентилятора, и даже вручную застопорить вентиляторы.

Используя всеми любимое программное обеспечение для разгона, можно увеличить температурный предел с 83°C до 88°C.

Оверклокинг

Разгон на «Ампере» вроде бы идентичен «Тьюрингу». Карты будут находиться в лимите мощности большую часть времени, в том числе во время разгона. Это затрудняет набор определенных тактовых частот, потому что в таком режиме частота графического процессора ниже, чем при небольшой нагрузке. Если настроить максимальный OC так, чтобы он был стабильным только при больших нагрузках, карта выйдет из строя при малых нагрузках, поскольку Boost станет запускать карту на более высоких нестабильных частотах.

Founders Edition имеет диапазон ручной настройки лимита мощности до 370 Вт, по умолчанию — 320 Вт. Это может помочь получить немного дополнительной производительности, но это не большая разница, возможно, 1% в реальной жизни.

Диапазон регулировки вентилятора составляет от 30% до 100%, как и в предыдущих версиях NVIDIA Founders Edition. Регулировка предела напряжения также возможна с небольшим запасом, который активен только тогда, когда карта не ограничена по мощности. Это не даёт значительных улучшений, а значит, обычно не стоит потраченного времени. Пониженное напряжение невозможно.

Память GDDR6X поставляется с механизмом обнаружения ошибок, который активен на GeForce RTX 3080. В предыдущих поколениях функция «памяти ECC» была доступна только для дорогих профессиональных карт. AMD также включила его на нескольких картах Radeon. Хотя обнаружение ошибок GDDR6X не идентично ECC, оно, похоже; контроллер памяти способен обнаруживать большинство ошибок передачи, а функция обнаружения и воспроизведения ошибок (EDR) будет продолжать попытки этой передачи памяти до тех пор, пока она не будет успешной.

Для разгона памяти это означает, что пользователь больше не сможет полагаться на сбои или артефакты в качестве индикаторов максимальной тактовой частоты. Скорее, нужно наблюдать за производительностью, которая достигнет плато, когда память будет на 100% стабильной, и никакие транзакции не будут повторяться. Воспроизведение ошибок памяти снижает общую производительность памяти, что будет видно в уменьшенных показателях FPS. Для следующего тестирования OC, конечно, это принято во внимание.

gpuz-overclocking

Максимальный ручной разгон VRAM этого образца составляет 1320 МГц (+11%), что довольно таки впечатляет для совершенно нового типа памяти, наверняка скоро увидим 20 Гбит/с или 21 Гбит/с GDDR6X официально. Максимальный стабильный разгон GPU составил 1855 МГц Boost, увеличивая среднее значение тактовой частоты с 1931 МГц до 1947 МГц (+1%).

Эффективность разгона

Используя полученные тактовые частоты, был проведен скоротечный тест Unigine Heaven для оценки выигрыша.

overclocked-performance

Актуальный, фактический выигрыш в 3D-производительности от ручного оверклокинга составил 3.9%!

Оценка и отзыв

цена

Карта NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition стартовала сегодня рекомендованной производителем розничной цене $699.

плюсы
  • Огромное увеличение производительности по сравнению с RTX 2080/2080 Ti
  • Игры в разрешении 4K с частотой 60 кадров в секунду стали реальностью
  • Отличное соотношение цена/качество
  • Остановка вентилятора на холостом ходу
  • Очень хорошие температуры и уровень шума (для двухслотовой карты на 320 Вт)
  • Аппаратное ускорение трассировки лучей 2-го поколения
  • DLSS улучшен
  • Фантастический потенциал разгона памяти
  • Компактный 2-слотовый кулер
  • Новые функции GeForce: Reflex, Broadcast, G-SYNC 360, RTX-IO,
  • Потрясающий вид
  • Повышенная энергоэффективность
  • RGB-подсветка
  • Поддержка HDMI 2.1, декодирования AV1
  • PCI-Express 4.0
  • 8-нм производственный процесс
минусы
  • Не имеет смысла для геймеров без монитора 4K
  • Всё время работает в режиме лимита мощности
  • Разгон усложняется из-за лимита мощности
  • Неудобное размещение разъёма питания

Если вы затаив дыхание, следили последние две недели за развитием событий вокруг новой архитектуры NVIDIA GeForce Ampere, то настало время выдохнуть с облегчением. Теперь можно точно заявить, что все обещанные Хуангом плюшки и обещания на скоротечной «кухонной» презентации полностью подтвердились. Да, RTX 3080 реально стоит $699, он быстрее, чем RTX 3080 Ti; технологии RTX и DLSS были существенно улучшены и о да, новый кулер эффективен. Браво, Дженсен!

Нужно отдать должное NVIDIA, какую огромную работу на самом деле проделала компания по продвижению архитектуры Ampere. Начать следует всё с то же презентации, после которой начали постепенно как бы, совсем, кстати, стали просачиваться новые технические аспекты, далее несколько дней назад обозревателям разрешили распаковать первый девайс, RTX 3080. И вот, наконец-то тот самый флагман предстал в тестах производительности, и контрольные цифры сообщают, что всё в полном порядке.

Перед запуском ресурс TPU обновил тестовый набор видеокарт, добавил несколько новых и исключил некоторые старые, уже не столь популярные игры. Для знакового теста так же были перепроверены 27 видеокарт с последними драйверами, хотя большинство из них не сыграют большой роли в этом обзоре, однако они позволяют прочувствовать огромную разницу в производительности

Итак, коротко о ГЛАВНОМ! Усредняя набор предлагаемых тестов в 4K разрешении GeForce RTX 3080 Founders Edition оказывается на 66% быстрее, чем RTX 2080 (обе карты были запущены по цене $699). Новинка превосходит флагмана предыдущего поколения, RTX 2080 Ti, на целых 31%! AMD Radeon RX 5700 XT вдвое медленней, да, RTX 3080 превосходит лучший Radeon на 100% по производительности — AMD пока остается, надеется только на RDNA2. К слову, если вы до сих пор держались GTX 1080 Ti, вас можно поздравить, сейчас самое подходящее время для апгрейда; RTX 3080 удвоит текущий fps и предложить работающие новейшие технологии и функции, таких как трассировку лучей и DLSS.

Теперь, если анализировать результаты в более низких разрешениях то, преимущество RTX 3080 прилично нивелируется: +51% относительно RTX 2080 в 1440p и +35% в 1080p. Здесь основной причиной посадки выступает уже центральный процессор, вот так он просто не поспевает за картой. Примером является Anno 1800 — в низких разрешениях все видеокарты упираются в невидимую преграду, в виде потолочных 68 кадров в секунду — предел ЦП в данном случае. В тестовой установке использовался очень быстрый процессор, i9-9900K, таким образом, и любой Ryzen не станет работать тут быстрей. Возвращаясь назад к Anno 1800 в 1080p, разрешении, которое полностью лимитировано ЦП на всех high-end картах, но уже после перехода в 1440p у большинства карт начинает проседать fps, потому что их GPU недостаточно быстр, поэтому они становятся ограниченными уже по GPU. Единственным исключением являются RTX 2080 Ti и RTX 3080, достигающих 67 кадров в секунду в 1440p, при этом всё ещё ограниченных ЦП. При переключении в 4K RTX 2080 Ti возвращается к 46 fps, а RTX 3080 по-прежнему кажется, испытывает ограничения со стороны ЦП со своими 63 fps. К сожалению, ограничения ЦП — реальность игр — RTX 3080 волшебным образом не подарит 360 fps во всех играх, как и никакая другая видеокарта. Мощность процессора, игровые движки и разработчики должны сначала догнать новую волну производительности.

Самая прорывная фишка GeForce RTX 3080 — идеально подходит под 4K гейминг. Карта способна демонстрировать более 60 fps практически во всех тайтлах за одним исключением в лице Control, игры предлагающей 48 fps. Однако у NVIDIA есть козырь в рукаве: технология DLSS, рендерящая игру в более низком разрешении и затем масштабирующая кадр до исходного разрешения монитора. В то время как традиционное масштабирование сопровождается размытостью и артефактами, NVIDIA DLSS использует ИИ для улучшения масштабирования. Без спорно с годами алгоритм только улучшался, но его основная концепция сохранилась. Машинное обучение используется для обучения модели повышению качества игрового контента. И хотя в настоящее время DLSS поддерживают всего несколько игр, их число будет неуклонно расти. Аналогично и с трассировкой лучей, впервые реализованной NVIDIA и принятой на вооружение Microsoft для внедрения в консоли next-gen, готовя своеобразный праздник консольщикам. Поддержка трассировки лучей на консолях является подтверждением того, что разработчики игр 100% начнут выпускать игры с новой технологией — NVIDIA сейчас внедряет второе поколением своей технологии RTX, и можно поспорить, что они многому научились со времён запуска Turing. Количество ядер RTX в Ampere было значительно увеличено, и было добавлено несколько оптимизаций, вероятно, больше, чем NVIDIA сообщает нам.

В обзорах карт на основе GPU от NVIDIA появилась страничка, на которой подробно рассматривается RTX и DLSS производительность. Например, в Metro Exodus RTX 2080 Ti достигает 73 fps с отключенным RTX в разрешении 4K. Когда включается трассировка лучей, частота кадров падает до 38 — слишком мало для многих, поэтому эти геймеры отвергли возможность трассировки лучей. Благодаря значительному увеличению шейдинг мощности Ampere и улучшениям RTX, теперь видим 55 fps «RTX on» против 96 fps «RTX off» — это гораздо более приемлемый компромисс для большинства, можно так сказать.

Применение NVIDIA DLSS может ещё больше повысить частоту кадров. Было замечено, что в Control частота кадров RTX 3080 падает с 48.3 при отключенных RTX и DLSS до 28.2 fps при одном включенном RTX, что скверно. После активации DLSS мы возвращаемся к адекватным 52.4 fps, что даже выше, чем при отключенных RTX и DLSS. Конечно, качество DLSS отличается от качества нативного 4K, но оно чертовски близко, и наверняка, большая часть аудитории захочет обменять некоторое качество графики на эффекты трассировки лучей.

Новый дизайн NVIDIA Founders Edition был темой безконечных дискуссий. После тщательного тестирования, нужно признать, что NVIDIA удалось превзойти всю индустрию графических карт кастомного дизайна. Новая версия Founders Edition по-прежнему имеет компактную 2-слотовую конструкцию, но при этом может работать при мощности платы 320 Вт без какого-либо теплового дросселирования. Карты предыдущих версий Founders Edition все время подвергались температурным ограничениям, которые NVIDIA в свое время очень хорошо смягчала своими алгоритмами ускорения. Что ещё более впечатляет, так это то, что уровни шума на новом FE очень хорошие, хотя и не очень низкие — нереалистичное ожидание от 2-слотовой карты, работающей с 60+ fps в 4K. Вентиляторы слышны, но не явно громко и они никоим образом не раздражают. Одна из самых больших критических замечаний в отношении предыдущих карт Founders Edition заключалась в том, что они не поддерживали блокировку вертушек. С RTX 3080 FE NVIDIA также ставит здесь флажок. Когда вы не играете, а например, осуществляете серфинг веб-страниц и потоковое видео, карта полностью отключает вентиляторы для идеального безшумного опыта.

Благодаря новому 8-нм производственному процессу Samsung плюс различным улучшениям в самом кристалле и архитектуре GeForce RTX 3080 снова устанавливает новый рекорд энергоэффективности. Улучшение составило примерно 17% по сравнению с RTX 2080, ранее самой эффективной картой в разрешении 4K. Хотя 17% не предстают монументальной разницей, это всё жё ключ к достижению уровней производительности, которую может обеспечить RTX 3080. Если бы GPU был менее энергоэффективным, лимит мощности дросселировал бы карту раньше, что неизбежно приводило бы к снижению производительности. Альтернативой может быть установка более высокого лимита мощности, но карта станет нагреваться сильнее, а вентилятор работать шумнее. Новый 12-pin коннектор имеет большой смысл, но пока нет 100% уверенности, что он был абсолютно необходим. Также есть сомнения в его позиционировании посередине карты. Это станет кошмаром для людей с ОКР из-за того, что они прячут кабели в футляре. Однако нужно аплодировать NVIDIA за включение адаптера с 12-pin на 2x 8-pin в комплекте с каждой картой Founders Edition, поскольку это гарантирует, что пользователи могут сразу начать играть, не ища переходные кабели потенциально сомнительного качества. NVIDIA подтвердила, что каждая карта кастомного дизайна, использующая 12-pin разъём, также обязана включать в себя переходные кабели.

Разгон на Ampere почти такой же, как и на Turing. Оверклокинг ограничен максимальной мощностью платы, даже, несмотря на то, что NVIDIA включает возможность увеличения лимита мощности с 320 Вт по умолчанию до 370 Вт в программном обеспечении. Хотя потенциал разгона GPU у протестированного образца был невелик, всего несколько процентов, разгон VRAM оказался очень впечатляющим. Память GDDR6X — совершенно новая технология памяти, более сложная, чем когда-либо, однако получилось увеличить её тактовую частоту более чем на 10%. Общая производительность улучшилась почти на 4% от разгона.

В прошлом NVIDIA всегда подвергалась критике за высокие цены; похоже, «зелёная компания» всерьёз прислушались к пожеланиям и критичным отзывам. RTX 3080 Founders Edition продаётся за $699, что является чрезвычайно конкурентоспособной ценой. Помните, что RTX 3080 в два раза быстрее RX 5700 XT ($370) и на 31% быстрее, чем RTX 2080 Ti (более $1000). Похоже, NVIDIA в основном озабочена новыми консолями, которые принесут высококачественные игры в массы по цене около $500. Плата за видеокарту в $1000 — непосильная задача для многих, если у них в наличии целая игровая консоль за $500. В ценовой категории RTX 3080 действительно нет альтернативы, может быть, подержанный RTX 2080 Ti по выгодной цене? И точно ничего из того, что AMD предлагает на текущий момент (узнаем в октябре). Ресурс TPU работает над несколькими обзорами кастомного дизайна на основе RTX 3080 от партнёров NVIDIA, публикации которых появятся очень скоро. Нам конечно же интересно посмотреть, смогут ли их карты соответствовать или превзойти RTX 3080 Founders Edition. NVIDIA установила очень высокую планку.

выбор редакции

Признательность за обзор и тестирование W1zzard из TPU.

С уважением, procompsoft.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *