AMD Ryzen 7 7800X3D — лучший игровой процессор

В этом обзоре тестируется новый AMD Ryzen 7 7800X3D, последний игровой монстр компании, основанный на технологии 3D Vertical Cache. Камень оснащён 8-ядерной CDD-матрицей Zen 4 с высокими частотами и должен обеспечить повышение игровой производительности поколения, позволяя AMD превзойти даже самые быстрые процессоры Intel Core Raptor Lake 13-го поколения в играх. Для большинства геймеров и киберспортсменов, которые не очень хорошо разбираются в рабочих нагрузках «gaming++», таких как потоковая передача, тяжелая обработка видео и живые социальные сети; и просто нужен процессор для максимальных AAA-игр в самых высоких разрешениях, с самыми быстрыми графическими картами, 7800X3D должен стать их рыцарем в сияющих доспехах.

Так что же это такое? Ryzen 7 7800X3D в этом обзоре представляет собой 8-ядерный/16-поточный процессор Socket AM5, основанный на той же микроархитектуре Zen 4, с которой компания дебютировала в своем семействе процессоров Ryzen 7000 для настольных ПК, но с технологией 3D Vertical Cache, оказавшая преобразующее влияние на производительность в играх в Ryzen 7 5800X3D предыдущего поколения. AMD обнаружила, что большой объём кэша значительно повышает производительность игр и сокращает число обращений к основной памяти. Таким образом, был разработан дополнительный кристалл, получивший 64 МБ быстрого SRAM-кэша, который размещен поверх CCD (сложный кристалл ядра ЦП) и сделан смежной с 32-МБ встроенным кэшем L3. Ядра ЦП и программное обеспечение видят одиночный кэш L3 объёмом 96 МБ.

Оглавление:
обзор и тест AMD Ryzen 7 7800X3D
Содержание
[contents]

AMD выпустила Ryzen 7 5800X3D примерно в то время, когда её Ryzen 5000-серия Zen 3 оказалась лучше Intel Core Alder Lake 12-го поколения. 5800X3D превзошёл самый быстрый Core i9-12900K в играх, вынудив Intel бежать за чипами Special Edition с ограниченной доступностью, такими как i9-12900KS, на уровне 5800X3D, но с огромной мощностью, необходимой для поддержания 5.00 ГГц на всех частотах, Core Boost для восьми P-ядер процессора. Перенесёмся в 2023 год, и увидим, что 7800X3D снова хочет съесть обед Intel на рынке high-end игровых процессоров, нацелившись на Core i9-13900K.

Играм не нужно больше восьми высокопроизводительных ядер, и даже Intel согласна с этим мнением. Вот почему 5800X3D доминировал над i9-12900K, несмотря на отсутствие E-ядер. 24-ядерный Intel i9-13900K поставляется только с восемью P-ядрами, которые справляются с игровыми нагрузками. Если E-ядра могут немного сократить бюджет мощности процессора, они могут справляться с фоновыми задачами. Intel работает с разработчиками игр, чтобы оптимизировать гибридную архитектуру и использовать преимущества E-ядер на уровне игрового движка, но до сих пор это не встречалось в играх, в которых это делается это так, как это подразумевает Intel. Кроме того, загрузка кластеров E-ядра будет означать снижение энергопотребления и повышение резидентности для P-ядер.

Самая острая критика в адрес 5800X3D заключалась в том, что, поскольку у него всего восемь ядер, он отстает от конкурирующих процессоров Intel, которые дополнительно имеют E-ядра, в многопоточных рабочих нагрузках. AMD не хочет, чтобы Intel на этот раз выдвинула тот же аргумент, и в прошлом месяце выпустила 16-ядерные и 12-ядерные 7950X3D и 7900X3D, которые используют вертикальный 3D-кэш на одной из двух CDD, а другая является обычной. Zen 4 CCD со встроенным кэшем всего 32 МБ. Для неигровых многопоточных рабочих нагрузок получаем все преимущества большого количества ядер, и тестирование показало, что 7950X3D представляет собой сильного конкурента i9-13900K. Однако у процессора с двумя CDD есть некоторые недостатки, самый большой из которых заключается в том, что игровые рабочие нагрузки размещаются на CDD с вертикальным 3D-кэшем, и нет неправильного планирования для другого CDD. AMD выпустила несколько программных механизмов для обеспечения правильной работы 7950X3D и 7900X3D. Как увидим в этом обзоре, с 7800X3D такой проблемы нет, так как все его процессорные ядра локализованы на одной CDD с 96 МБ кэша L3.

Известным недостатком конструкции SKU с вертикальным 3D-кэшем было то, что AMD скорректировала мощность, тепловые характеристики и частоту. Сам 3D Vertical Cache работает на той же частоте, что и ядра ЦП, поэтому он может быть стабильным только до определенной частоты. AMD установила максимальную частоту разгона 7800X3D на уровне 5.00 ГГц. Возможности разгона слишком ограничены по сравнению с 7700X. Максимальная температура Т-образного перехода снижена, что означает, что алгоритм ускорения процессора имеет более узкий тепловой запас, в котором можно поддерживать Boost-частоты. Однако TDP немного увеличился до 120 Вт относительно 105 Вт у 7700X. Частота 5.00 ГГц означает, что 7800X3D в значительной степени полагается на функцию вертикального 3D-кэширования для достижения целевых показателей производительности в играх, в то время как неигровые рабочие нагрузки, не требующие интенсивного использования памяти, на самом деле могут работать быстрее на 7700X, который может увеличить скорость до 5.40. ГГц и имеет более высокий тепловой предел.

Объект сегодняшнего обзора, Ryzen 7 7800X3D, стоит умопомрачительных $450, что делает его цену выше не только Core i7-13700K, но и двух собственных 12-ядерных SKU AMD, а именно 7900X и 7900, но ниже, чем i9-13900K за $580 и 7950X3D за $750. В свою очередь, AMD обещает, что 7800X3D станет самым быстрым процессором для геймеров, который сможет максимально использовать свои игры и сочетаться с самыми быстрыми графическими картами.

Спецификации

Анализ сегмента рынка
Цена Ядра /
Потоки
Базовая
частота
Турбо
частота
L3
Кэш
TDP Архитектура Процесс Сокет
Core i5-10600K $170 6 / 12 4.1 ГГц 4.8 ГГц 12 МБ 125 Вт Comet Lake 14 нм LGA 1200
Core i5-11600K $200 6 / 12 3.9 ГГц 4.9 ГГц 12 МБ 125 Вт Rocket Lake 14 нм LGA 1200
Ryzen 5 5600X $170 6 / 12 3.7 ГГц 4.6 ГГц 32 МБ 65 Вт Zen 3 7 нм AM4
Core i5-12600K $210 6+4 / 16 3.7 / 2.8 ГГц 4.9 / 3.6 ГГц 20 МБ 125 Вт Alder Lake 10 нм LGA 1700
Core i7-10700K $260 8 / 16 3.8 ГГц 5.1 ГГц 16 МБ 125 Вт Comet Lake 14 нм LGA 1200
Core i7-11700K $240 8 / 16 3.6 ГГц 5.0 ГГц 16 МБ 125 Вт Rocket Lake 14 нм LGA 1200
Ryzen 7 3700X $200 8 / 16 3.6 ГГц 4.4 ГГц 32 МБ 65 Вт Zen 2 7 нм AM4
Ryzen 7 5700G $200 8 / 16 3.8 ГГц 4.6 ГГц 16 МБ 65 Вт Zen 3 + Vega 7 нм AM4
Core i7-12700K $320 8+4 / 20 3.6 / 2.7 ГГц 5.0 / 3.8 ГГц 25 МБ 125 Вт Alder Lake 10 нм LGA 1700
Ryzen 7 5700X $190 8 / 16 3.4 ГГц 4.6 ГГц 32 МБ 65 Вт Zen 3 7 нм AM4
Core i7-13700K $425 8+8 / 24 3.4 / 2.5 ГГц 5.4 / 4.2 ГГц 30 МБ 125 Вт Raptor Lake 10 нм LGA 1700
Ryzen 7 5800X $240 8 / 16 3.8 ГГц 4.7 ГГц 32 МБ 105 Вт Zen 3 7 нм AM4
Ryzen 7 5800X3D $310 8 / 16 3.4 ГГц 4.5 ГГц 96 МБ 105 Вт Zen 3 7 нм AM4
Ryzen 9 3900X $350 12 / 24 3.8 ГГц 4.6 ГГц 64 МБ 105 Вт Zen 2 7 нм AM4
Ryzen 5 7600X $230 6 / 12 4.7 ГГц 5.3 ГГц 32 МБ 105 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 9 5900X $345 12 / 24 3.7 ГГц 4.8 ГГц 64 МБ 105 Вт Zen 3 7 нм AM4
Core i9-10900K $350 10 / 20 3.7 ГГц 5.3 ГГц 20 МБ 125 Вт Comet Lake 14 нм LGA 1200
Core i9-11900K $350 8 / 16 3.5 ГГц 5.3 ГГц 16 МБ 125 Вт Rocket Lake 14 нм LGA 1200
Ryzen 9 3950X $500 16 / 32 3.5 ГГц 4.7 ГГц 64 МБ 105 Вт Zen 2 7 нм AM4
Ryzen 7 7700 $330 8 / 16 3.8 ГГц 5.3 ГГц 32 МБ 65 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 7 7700X $325 8 / 16 4.5 ГГц 5.4 ГГц 32 МБ 105 Вт Zen 4 5 нм AM5
Core i9-12900K $430 8+8 / 24 3.2 / 2.4 ГГц 5.2 / 3.9 ГГц 30 МБ 125 Вт Alder Lake 10 нм LGA 1700
Core i9-12900KS $620 8+8 / 24 3.4 / 2.5 ГГц 5.5 / 4.0 ГГц 30 МБ 125 Вт Alder Lake 10 нм LGA 1700
Ryzen 7 7800X3D $450 8 / 16 4.2 ГГц 5.0 ГГц 96 МБ 120 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 9 7900 $430 12 / 24 3.7 ГГц 5.4 ГГц 64 МБ 65 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 9 7900X $425 12 / 24 4.7 ГГц 5.5 ГГц 64 МБ 170 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 7 7900X3D $600 12 / 24 4.4 ГГц 5.6 ГГц 128 МБ 120 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 9 7950X $700 16 / 32 4.5 ГГц 5.7 ГГц 64 МБ 170 Вт Zen 4 5 нм AM5
Ryzen 7 7950X3D $700 16 / 32 4.2 ГГц 5.7 ГГц 128 МБ 120 Вт Zen 4 5 нм AM5
Core i9-13900K $570 8+16 / 32 3.0 / 2.2 ГГц 5.8 / 4.3 ГГц 36 МБ 125 Вт Raptor Lake 10 нм LGA 1700
Core i9-13900KS $730 8+8 / 32 3.2 / 2.4 ГГц 6.0 / 4.3 ГГц 36 МБ 150 Вт Raptor Lake 10 нм LGA 1700

Все особенности архитектуры Zen 4, читайте тут, а про 3D Vertical Cache Technology здесь.

Распаковка и фотографии

Упаковка процессора, вид спереди

Ryzen 7 7800X3D поставляется в довольно большой картонной коробке с отделкой премиум-класса. Небольшой вырез на передней панели показывает реальный процессор внутри упаковки.

Пакет процессоров Ryzen 7000-серии не похож ни на что из того, что видели ранее, благодаря дизайну IHS в форме цветка. AMD заявляет, что отказалась от IHS со скругленными углами, потому что хотела оставить некоторые вспомогательные электрические компоненты SMD за пределами IHS, где они менее подвержены влиянию температуры. Если перевернуть чип, увидим, что в отличие от процессоров Intel, здесь нет центрального «острова», на котором нет контактов, а вместо него несколько SMD.

Удерживающая скоба сокета AM5 оказывает давление только вдоль двух боковых выступов IHS. В сокетах Intel все аналогично.

Тестовые установки

  • Все приложения, игры и процессоры тестируются с помощью драйверов и оборудования, перечисленных ниже — результаты тестирования не были перераспределены между тестовыми системами.
  • Все игры и приложения тестируются с использованием одной и той же версии.
  • Все игры настроены на самое высокое качество, если не указано иное.

Тестовая система «Zen 4»
ЦП: Все процессоры AMD Ryzen 7000-серии
МП: ASUS X670E Crosshair Hero
BIOS 9922
7800X3D: BIOS 9927
ОЗУ: 2x 16 ГБ DDR5-6000
36-36-36-76
Infinity Fabric @ 2000 МГц
GPU: PNY GeForce RTX 4090 XLR8
Накопитель: Neo Forza NFP065 1 TB M.2 NVMe SSD
Охлаждение: Noctua NH-U14S
Водяное охлаждение: Arctic Liquid Freezer II 420 мм
Термопаста: Arctic MX-5
БП: Thermaltake Toughpower GF3 1200 Вт ATX 3.0
ОС: Windows 11 Professional 64-bit 22H2
VBS enabled (Windows 11 default)
Драйвера: NVIDIA GeForce 528.02 WHQL
Ryzen Chipset Drivers 5.02.16.347
7800X3D: Ryzen Chipset Drivers 5.02.19.2221
Тестовая система «Alder Lake»
ЦП: Все процессоры Intel 12-го поколения
МП: ASUS Z690 Maximus Hero
BIOS 2004
ОЗУ: 2x 16 GB DDR5-6000
36-36-36-76 2T / Gear 2
Все остальные характеристики такие же, как указано выше
Тестовая система «Zen 3 & Zen 2»
ЦП: Все процессоры AMD Ryzen 5000 & Ryzen 3000
МП: ASUS X570 Crosshair VII Dark Hero
BIOS 4201
ОЗУ: 2x 16 GB DDR4-3600
16-20-20-34 1T
Infinity Fabric @ 1800 MHz 1:1
Драйвера: Ryzen Chipset Drivers 4.08.09.2337
Все остальные характеристики такие же, как указано выше
Тестовая система «Rocket Lake»
ЦП: Все процессоры Intel 11-го поколения
МП: ASUS Z590 Maximus XIII Hero
BIOS 1007
ОЗУ: 2x 16 GB DDR4-3600
16-20-20-34 1T
Gear 1
Все остальные характеристики такие же, как указано выше
Тестовая система «Zen 1»
ЦП: Все процессоры AMD Ryzen 2000
МП: ASUS X570 Crosshair VII Dark Hero
BIOS 4201
ОЗУ: 2x 16 ГБ DDR4-3400
14-14-14-34 1T
Все остальные характеристики такие же, как указано выше
Тестовая система «Comet Lake»
ЦП: Все процессоры Intel 10-го поколения
МП: ASUS Z490 Maximus XII Extreme
BIOS 2301
ОЗУ: 2x 16 GB DDR4-3600
16-20-20-34 1T
Все остальные характеристики такие же, как указано выше

Синтетические бенчмарки

Производительность кэша и памяти AIDA64


В этом первом тесте смотрим на производительность, обеспечиваемую подсистемой памяти и кэшами процессора L1, L2 и L3. AIDA64 поставляется с отличным тестом, который даёт хороший обзор всех этих характеристик производительности.

Super Pi


SuperPi — один из самых популярных тестов у оверклокеров и твикеров. Он используется в соревнованиях на установление мировых рекордах с незапамятных времен. Это чисто однопоточный тест ЦП, рассчитывающий число Pi до огромного числа цифр — 32 миллиона для этого тестирования. Выпущенный ещё в 1995 году, бенчмарк поддерживает только инструкции x86 с плавающей запятой и, таким образом, является хорошим тестом для производительности однопоточных устаревших приложений.

Y-Cruncher


Y-Cruncher — высокооптимизированное программное обеспечение, которое может вычислять число Пи и другие константы с точностью до огромного количества цифр. Он полностью многопоточен, использует современный дизайн кода и оптимизирован для всех основных процессорных архитектур. Эта способность сделала его популярным приложением, которое используется сообществом энтузиастов для определения и сравнения мощности их разогнанных систем.

Шахматный Симулятор


Создание достойного противника для игры в шахматы было одной из самых увлекательных задач для программистов на протяжении десятилетий. В этом тесте используем очень популярный шахматный движок Stockfish для расчёта оптимальных ходов в шахматном сценарии.

Рендеринг

Cinebench


Cinebench является одним из самых популярных современных тестов производительности CPU, поскольку он построен на основе программного обеспечения Maxon Cinema 4D. И AMD, и Intel демонстрировали этот тест производительности на различных публичных мероприятиях, что делает его практически отраслевым стандартом. В Cinebench R20 тестируется как однопоточная, так и многопоточная производительность.

Blender


Blender — одна из немногих программ рендеринга профессионального уровня, которая является безплатной и с открытым исходным кодом. Уже один этот факт помог создать сильное сообщество вокруг программного обеспечения, сделав его очень популярной тестовой программой благодаря простоте использования. Для тестирования использовалась тестовая сцена Blender «BMW 27».

Corona


Corona Renderer — современный фотореалистичный рендер, доступный для Autodesk 3ds Max и Cinema 4D. Он обеспечивает физически правдоподобный и предсказуемый результат благодаря реалистичному алгоритму освещения, глобальному освещению и красивым материалам. Corona не поддерживает рендеринг с помощью графического процессора, поэтому производительность процессора очень важна.

KeyShot


Автономное программное обеспечение для рендеринга KeyShot предлагает быстрые и эффективные рабочие процессы, помогающие получить высококачественные реалистичные снимки продукта в кратчайшие сроки. Трассировка лучей в реальном времени, многоядерное картирование фотонов, адаптивная выборка материалов и динамическое световое ядро обеспечивают высококачественные изображения, которые мгновенно обновляются даже при интерактивной работе на сцене. KeyShot оптимизирован для использования только на процессорах, что позволяет им использовать более сложные алгоритмы, чем на основе графического процессора. В отличие от других тестов рендеринга, в этом записывается «кадр в секунду» во время рендеринга, поэтому более высокие числа лучше.

V-Ray


V-Ray — это ведущее в мире программное обеспечение для 3D-рендеринга, использующие глобальное освещение, трассировку пути, фотонное отображение и карты освещенности для достижения сверхреалистичного рендеринга. Он использовался для компьютерной графики в безчисленных фильмах и телесериалах. V-Ray поддерживает все основные 3D-приложения, что делает его идеальным для любого конвейера рендеринга. В этом тесте используется инструмент тестирования V-Ray 5 в режиме CPU-only, чтобы получить количество «vsamples», которые могут быть обработаны на данном оборудовании. Чем выше, тем лучше.

Программное обеспечение & Разработка игр

Unreal Engine 5


Unreal Engine 5 — ведущий мультиплатформенный игровой движок в отрасли. Он не только продвинутый, но и обладает множеством функций, которые помогут получить результаты быстрее, чем с конкурирующими продуктами — время — деньги. Последняя версия 5 добавляет несколько новых функций, которые делают движок подходящим не только для игр, но и для архитектуры, автомобилестроения и кинопроизводства. Перед отправкой игры выполняется длительный процесс, называемый «сборка, приготовление и упаковка», который оптимизирует различные ресурсы, компилирует и сжимает их в версии, которые будут лучше всего работать на целевой платформе, и упаковывает их в оптимизированные пакеты, готовые к распространению. Мы используем относительно простую сцену — обычно этот процесс занимает несколько часов.

Visual Studio C++


Microsoft Visual C++, пожалуй, самый популярный язык программирования для создания профессиональных приложений Windows. Это часть пакета Microsoft Visual Studio для разработки, имеющего долгую историю и широко признанного в качестве золотого стандарта, когда дело доходит до IDE. Компиляция программного обеспечения — это довольно длительный процесс, превращающая программный код в конечный исполняемый файл, и программисты ненавидят ждать его завершения. Для теста запускается приложение среднего размера через компилятор и компоновщик C++, а также выполняется компилятор ресурсов. Сборка выполняется в режиме «релиз» со всеми включенными оптимизациями и включенной многопроцессорной компиляцией.

Веб-браузеры

Просмотр веб-страниц — JetStream 2


Тест браузера JetStream 2 объединяет несколько тестов JavaScript и WebAssembly с несколькими расширенными рабочими нагрузками, чтобы определить, насколько быстро браузер может выполнять определенные задачи. Он вознаграждает не только высокую общую производительность, но и быстрый запуск и стабильную работу.

Просмотр веб-страниц — Speedometer 2


Speedometer 2 тестирует веб-приложение «список дел», реализованное с использованием огромного количества популярных фреймворков. Среди бенчмарков есть версии, созданные с помощью React, Ember.js, AngularJS, vue.js, jQuery и других — фреймворков, которые используются самыми популярными сайтами в мире.

Просмотр веб-страниц — WebXPRT


WebXPRT 4 — это тест браузера, который измеряет производительность типичных веб-приложений, таких как улучшение фотографий, управление мультимедиа с использованием ИИ, ценообразование опционов, шифрование, распознавание символов, построение диаграмм и производительность. Он содержит сценарии на основе HTML5, JavaScript и WebAssembly для отражения типичных повседневных рабочих нагрузок.

Машинное обучение

Image Upscaling


Искусственный интеллект и машинное обучение позволяют создавать приложения, почти волшебные по своим возможностям. В первом тесте AI используется Topaz Gigapixel AI для повышения разрешения серии фотографий с низким разрешением до более высокого разрешения, одновременно улучшая мелкие детали.

Image Classification


Обучение ИИ точному распознаванию содержимого изображения всегда было одним из святых Граалей исследований в области машинного обучения. Nero AI Photo Tagger — это ориентированное на потребителя приложение, в котором реализован простой способ использования этих алгоритмов. Мы позволяем программе классифицировать 2500 фотографий по таким тегам, как «машина», «собака» или «цветок».

Tensorflow


Искусственный интеллект повсюду в наши дни. Алгоритмы, основанные на машинном обучении, берут на себя основную часть многих ручных задач, которые раньше могли выполнять только люди. Чтобы глубокое обучение ИИ могло решать проблемы, его необходимо сначала обучить с помощью большого набора обучающих данных, неоднократно оценивающихся, чтобы создать нейронную сеть, которая впоследствии может быть запущена (также называемая логическим выводом). Google Tensorflow на основе Python — один из самых популярных пакетов программного обеспечения для машинного обучения, поддерживающий как центральные процессоры, так и графические процессоры. Настройка Tensorflow для GPU немного сложна, поэтому разработка и обучение алгоритмов для небольших наборов данных всё ещё происходит на CPU. Производительность обучения на CPU также может быть выше, чем у GPU, когда размеры задач превышают типичные объемы памяти GPU.

Моделирование

Физика


COMSOL — золотой стандарт точного моделирования физических эффектов и один из сильнейших конкурентов ANSYS. В чём преимущества программного обеспечения, так это в решении мультифизических задач, зависящих от нескольких явлений — можно моделировать всё, включая чёрные дыры. Модульный аспект COMSOL помогает профессионалам настраивать софт в соответствии с их желаниями, которое может быть запущено с одним модулем или множеством модулей для совместной работы для более сложных задач, а также с двусторонней связью с внешними программами, такими как программное CAD-обеспечение.

Нейроны мозга


NAMD разработан Университетом Иллинойса и помогает исследователям моделировать динамические взаимодействия между молекулами и атомами. Это устоявшееся средство моделирования молекулярной динамики, которое масштабируется от отдельных кластеров молекул до полного химического взаимодействия в различных фазах. Режимы параллельного моделирования помогают отличить NAMD от аналогов, позволяя эффективно решать проблемы в более крупных системах, используя в качестве основы модель параллельного программирования Charm++.

Медицинская наука — Genome Analysis


COVID-19 показал миру, что созданные смертельные пандемии могут поставить общество в тупик. Вычислительная геномика необходима для быстрой разработки вакцин-кандидатов в гонке со временем. В этом тесте мы проводим анализ набора геномов, чтобы определить, какие особи в наборе данных имеют общие черты в своей ДНК. Это не только трудоемкая рабочая нагрузка, но и довольно большой объем памяти (более 10 ГБ), что делает ее зависимой от производительности подсистемы памяти.

Офис & Продуктивность

Microsoft Office


Пакет Microsoft Office не нуждается в представлении, поскольку это, вероятно, наиболее широко используемое программное обеспечение для ПК на планете, устанавливаемое на каждом офисном компьютере, независимо от отрасли. Эти тесты охватывают широкий спектр задач редактирования и создания в Word, PowerPoint и Excel.


Adobe Photoshop


Adobe Photoshop стал отраслевым стандартом для обработки фотографий и изображений. В тесте применяется последняя версия Photoshop CC через ряд типичных задач редактирования, таких как изменение размера изображения, различные размытия, повышение резкости, регулировка цвета и света, а также экспорт изображений.

Adobe Premiere Pro


Adobe Premiere Pro CC — рабочая лошадка в индустрии производства видео, создающая высококачественный контент для кино, телевидения и Интернета. Софт может обрабатывать практически все записанные форматы файлов и поддерживает рабочие процессы для редактирования контента в формате Full HD, 4K, 8K и виртуальной реальности. К сожалению, большая часть Premiere Pro является однопоточной, а кодирование мультимедиа значительно ускорено с помощью графического процессора, поэтому сравнительный анализ «экспорта» в ЦП не имеет особого смысла. Для тестирования используется функциональность программного обеспечения «отслеживание объекта», которая автоматически просматривает видео, чтобы проследить за конкретным человеком или объектом — задача действительно использует больше, чем ядро, но не полностью масштабируется. В процессе используется много памяти (более 10 ГБ для тестовой сцены).

Adobe After Effects


В то время как Premiere Pro оптимизирован для вырезания, компоновки и редактирования видео, Adobe After Effects является отраслевым стандартом для создания графики движения, рендеринга текста, цветокоррекции и других визуальных эффектов, таких как контуры, взрывы и т.д. При применении каждый из них занимает немного процессорного времени, поэтому, когда их много, продолжительность обработки значительно увеличивается. Измеряется время, необходимое для экспорта короткого вступительного трейлера, включая музыку и звук.

Создание 3D-модели из фотографий


Создание 3D-моделей — утомительная и сложная задача, требующая времени и опытных художников. Таким образом, это святой Грааль 3D-моделирования, позволяющий реконструировать 3D-модель из серии фотографий. Это именно то, что делает Фотограмметрия. Этот метод также используется для восстановления геометрии местности по фотографиям, сделанным воздушными безпилотниками.

Антивирус, дизайн PCB и оптическое распознавание символов

Антивирусное сканирование


Защита системы от вирусов и вредоносных программ необходима для надежной работы. Антивирусное программное обеспечение обнаруживает нежелательные программы, сравнивая файлы с большой базой данных с тысячами сигнатур и правил. В этом тесте мы измеряем, сколько времени требуется для сканирования всех файлов игры размером 30 ГБ.

Конструктор печатных плат Altium


Altium Designer использовался для изготовления по крайней мере одной из печатных плат любимого электронного устройства. Это ведущее в отрасли решение для создания сложных PCB за счёт автоматизации цепей и обеспечения целостности сигналов и соблюдения правил проектирования при проектировании. Наш тест измеряет, сколько времени требуется Altium PCB Designer для загрузки проекта, выполнения над ним различных операций, включая автоматическую трассировку, проверку правил проектирования и, наконец, запуск всего проекта в производство.

Распознавание текста OCR — Google Tesseract


Оптическое распознавание символов (Text Recognition OCR), или OCR, — задача преобразования текста на отсканированных изображениях или фотографиях в реальные символы для архивирования, дальнейшей обработки или редактирования. Хотя большая часть программного обеспечения для оптического распознавания символов является однопоточной, механизм Google Tesseract может работать с несколькими страницами отсканированного документа одновременно, распределяя нагрузку между несколькими ядрами процессора. Программное обеспечение, которое считается одним из самых точных доступных пакетов OCR с открытым исходным кодом, автоматически выполняет проверку орфографии на начальных результатах распознавания, что увеличивает сложность рабочей нагрузки.

Сервер & Рабочая станция

Виртуализация — Oracle VirtualBox


Виртуальная машина — симулируемый компьютер внутри физического ПК, полностью независимый от хост-компьютера. Это не только повышает безопасность, но и позволяет программам, написанным для разных операционных систем, работать на одной физической машине. Виртуализация является основой для «облака» и помогает снизить стоимость владения оборудованием, динамически распределяя виртуальные машины по нескольким компьютерам, чтобы наилучшим образом использовать данные аппаратные ресурсы. Здесь тестируется производительность виртуальных машин с помощью VMWare Workstation, с поддержкой аппаратной виртуализации для процессоров Intel и AMD. Любопытно, что многие материнские платы AMD Ryzen поставляются с отключенной по умолчанию настройкой SVM.

База данных — MySQL


Больше данных хранится и обрабатывается сегодня, чем когда-либо прежде в истории человечества. Основой этой революции являются системы баз данных, управляющих хранением и поиском в больших наборах данных. Всякий раз, когда вы взаимодействуете с веб-сайтом или другим цифровым сервисом, почти гарантируется, что по крайней мере одна база данных будет задействована для возврата результатов, которые ищет пользователь. Здесь тестируется самая популярная система баз данных MySQL в тесте TPC-C, моделирующая большое количество хранилищ и их постоянно меняющийся инвентарь. Сообщаемое число — это «транзакции в секунду», поэтому чем выше, тем лучше.

База данных — NoSQL


В то время как традиционные реляционные базы данных являются отраслевым стандартом для многих рабочих нагрузок, базы данных без SQL используют другой, нетабличный подход, который предлагает огромное ускорение для определенных рабочих нагрузок. Вот почему сегодня они используются во многих больших данных и веб-приложениях реального времени. Оценивается, сколько времени требуется MongoDB для выполнения 10 миллионов запросов.

Java


Язык программирования Java спроектирован так, чтобы быть независимым от платформы, хорошо масштабируемым и отказоустойчивым, поэтому он очень популярен для корпоративных сервисов, работающих с большими объёмами данных и многими одновременными пользователями. Данный набор тестов состоит из большого набора отдельных Java-тестов, некоторые из которых являются однопоточными, некоторые несколько масштабируются, а некоторые полностью масштабируются до максимально возможного количества ядер.

Веб хостинг


Людям не нравится чрезмерное время загрузки в их браузере, что делает своевременную обработку всех входящих запросов загруженного веб-сайта нетривиальной задачей, которая потенциально может перегрузить некоторые серверные системы. В тесте веб-сервера записывается, сколько времени требуется системе управления контентом на основе ASP.NET Core 6.0 для обработки миллиона запросов на страницу «о нас». Эталонный тест использует фиктивную базу данных в памяти, чтобы не быть узким местом в механизме поддержки базы данных.

Сжатие & Кодирование

WinRAR


Данные сжимаются почти всё время, когда они перемещаются по проводам, чтобы сократить время загрузки и размеры передачи. WinRAR использует более продвинутый алгоритм сжатия, чем классический ZIP, поэтому его выбрали для этого теста. Он также может масштабироваться на нескольких процессорных ядрах.

7-Zip


Ещё одним популярным программным обеспечением для сжатия является 7-Zip, включающий в себя бенчмарк, измеряющий целочисленную скорость передачи команд (MIPS) с помощью алгоритма ZIP. Он хорошо использует несколько потоков, когда они доступны.

AES


Шифрование — основа безопасного общения в Интернете. Стандарт шифрования AES является одним из самых популярных алгоритмов шифрования в наши дни из-за его простоты и устойчивости к атакам. В отличие от других методов шифрования, AES является симметричным, что означает, что для шифрования и дешифрования данных используется один и тот же ключ. Возможность быстрого шифрования и дешифрования информации важна, поэтому современные процессоры имеют расширение набора команд под названием «AES-NI», которое ускоряет эти операции.

SHA3


SHA — технически не шифрование, а хеширование. Криптографическая хеш-функция — математический алгоритм, создающее значение отпечатка пальца для существующих данных. Это односторонняя функция, которую практически невозможно инвертировать. Ещё одно требование к хорошему алгоритму хеширования заключается в том, что вы не можете создать коллизию: создайте сообщение, которое дает определенное значение хеш-функции. Все это достигается с помощью алгоритма SHA3, который также часто используется для аутентификации передаваемых данных, которые, возможно, сначала были зашифрованы с помощью AES.

Эмуляция: PlayStation 3 и Switch

Эмулятор Sony PS3


RPCS3 — это популярный эмулятор PlayStation 3 для ПК, который позволяет играть во многие игры Sony PS3 на любимой платформе. Эмулятор предъявляет серьезные требования к оборудованию, а некоторым потокам эмуляции постоянно необходимо взаимодействовать друг с другом, что делает его сложной рабочей нагрузкой для многих архитектур ЦП. RPCS3 также выигрывает от более высокой скорости кэш и памяти, если они доступны.

Эмулятор Nintendo Switch


Ryujinx — это многофункциональный эмулятор с высокой совместимостью для консоли Nintendo Switch. Он в значительной степени зависит от вашего процессора, а также содержит некоторые хитрости, как использовать блок управления памятью (MMU) процессора для обработки эмулируемой среды. Несмотря на то, что он является многопоточным, более высокая производительность на одном ядре важнее, чем возможность масштабирования на множество ядер.

Кодирование медиа

AV1


В настоящее время все видео, которое используется на телевидении, на физических носителях или в потоковом режиме через Интернет, сжимается с использованием различных кодеков. AV1 — это открытый и безплатный видеокодек нового поколения, в отличие от других недавно появившихся новых алгоритмов сжатия видео. Основные игроки отрасли, такие как YouTube, Netflix и Facebook, поддерживают AV1 и постепенно развертывают поддержку нового формата. По сравнению со старыми алгоритмами, такими как H.264, степень сжатия намного лучше, или вы можете добиться лучшего качества изображения для заданного битрейта. Мы используем кодировщик SVT-AV1 с источником видео 4K для сжатия до AV1.

H.265 / HEVC


В настоящее время все видео, будь то по телевизору, на физических носителях или через Интернет, сжимается с использованием различных кодеков. Первый тест кодирования видео использует довольно новый кодек H.265, известный так же как HEVC. Видео сжимается в формате Full HD, используя последнюю версию кодера X265, с 8-битной глубиной цвета, предустановленной «slower» и настройкой качества crf 20.

H.264 / AVC


H.264, также называемый AVC, является немного более старым форматом сжатия, хотя, вероятно, наиболее широко используемым форматом кодирования в наши дни, потому что он хорошо поддерживается даже на старом оборудовании. Видео сжимается аналогично тесту H.265, используя программное обеспечение для кодирования X264, с предустановкой «slower» и crf 20.

MP3


MP3 революционизировал музыкальную индустрию, как никакая другая технология. Представленный в 90-х годах, он позволил значительно сократить размеры аудиофайлов без заметного влияния на качество звука. Это сделало скачивание музыки и, в конечном итоге, потоковую передачу практически осуществимым способом доставки контента через Интернет. Для тбенчмарка преобразуется 2.5-часовая стереозапись 44.1 кГц в MP3-файл с переменным битрейтом. Кодирование MP3 — однопоточный процесс.

Игровые тесты с RTX 4090

720p


Все игры из тестового набора для CPU проходят через 720p с использованием видеокарты RTX 3080 и настроек Ultra. Это низкое разрешение служит для демонстрации теоретической производительности процессора, потому что игры в этом разрешении сильно ограничены. Конечно, никто не покупает ПК с RTX 3080 для игры в 720p, но результаты имеют академическую ценность, потому что CPU, не выдающий 144 FPS при 720p, никогда не достигнет этой отметки при более высоких разрешениях. Таким образом, эти цифры могут заинтересовать разработчиков игровых ПК с высокой частотой обновления экрана с быстрыми мониторами с частотой 120 и 144 Гц. Тесты 720p, следовательно, служат синтетическими тестами в том смысле, что они не являются актуальными (720p больше не является реальным разрешением для компьютерных игр), хотя сами игровые тесты не являются синтетическими (это настоящие игры, а не 3D-тесты).


Результаты индивидуальных тестов

Игры с трассировкой лучей 720p

1080p


Результаты индивидуальных тестов

Игры с трассировкой лучей 1080p

1440p

Результаты индивидуальных тестов

Игры с трассировкой лучей 1440p

4K

Результаты индивидуальных тестов

Игры с трассировкой лучей 4K

Минимальный FPS


В то время как средний FPS является наиболее полезным показателем для типичного игрового процесса, минимальный FPS расскажет вам, что происходит в наихудших случаях, например, во время интенсивных сражений или других сложных ситуаций. Все результаты на этой странице сообщают о 1% низком FPS или 99-м процентиле. Согласно определению, эти результаты основаны на меньшем наборе данных для каждого запуска теста, что делает цифры более непредсказуемыми, поэтому неопределенности выше, чем в наших обычных данных среднего FPS. Вы можете просмотреть все отдельные тестовые прогоны, нажав кнопку в конце страницы.

Индивидуальные результатов Benchmark

Посмотреть результаты в играх


Потребляемая мощность & Эффективность

Энергопотребление приложения


Все измерения мощности на этой странице основаны на физическом измерении напряжения, тока и мощности, протекающей через 12-pin разъём(ы) питания ЦП, что делает их «только ЦП», а не «полной системы». Здесь не используется программные датчики внутри процессора, так как они могут быть неточными и различаться у разных производителей. Все измерения собираются и обрабатываются со скоростью 30 точек данных в секунду на отдельной машине, поэтому измерение мощности никак не влияет на тестируемую систему. Новый конвейер обработки данных позволяет точно связать записанные данные с прогонами тестов, поэтому можно легко создавать диаграммы ниже.

Энергопотребление в играх


Энергоэффективность

Температуры


Для измерения температуры использовался Noctua NH-U14S. Температуры приложения измеряются с помощью Blender, очень требовательной нагрузки рендеринга, которая полностью загружает все ядра, это более реалистично, чем синтетический стресс-тест, как Prime95. Для игр выбрали Cyberpunk 2077, его современный движок поддерживает многопоточность и будет пытаться распределять как можно больше задач по большому количеству ядер ЦП, когда они доступны. Даже когда тайтл использует несколько потоков, он не нагружает каждое ядро ​​​​ЦП так сильно, как, например, рендеринг, поэтому здесь есть некоторая возможность для экономии энергии.

Обратите внимание, что если не указано иное, все процессоры тестируются в заводских условиях с активным ограничением мощности, поэтому некоторые температуры Intel удивительно низкие. По замыслу Intel, ЦП может превышать свой TDP на несколько секунд, но в долгосрочной перспективе предел мощности соблюдается, что значительно снижает температуру. Оба теста сообщают об установившейся температуре после продолжительного времени выполнения не менее 10 минут. Температуры основаны на дельта T, нормализованной до 25°C.

Тактовые частоты


На следующей диаграмме показано, насколько хорошо процессор поддерживает свою тактовую частоту и какие повышения тактовой частоты достигаются при различном количестве потоков. В этом тесте используется специально закодированное приложение, которое имитирует реальную производительность — это не стресс-тест, как Prime95. Современные процессоры меняют свое поведение тактовой частоты в зависимости от типа нагрузки, поэтому мы предоставляем три графика с классической математикой с плавающей запятой, кодом SSE SIMD и современными векторными инструкциями AVX. Каждый из трех тестовых прогонов вычисляет один и тот же результат, используя один и тот же алгоритм, только с другим набором инструкций ЦП.

Странная пилообразная картина на графике выше связана с тем, что процессор снижает частоту ядра, когда оно не полностью загружено. Каждое ядро поддерживает два потока, поэтому, когда на ядре работает только один поток, процессор считает, что у него есть свободное время для экономии энергии, что снижает реальную среднюю частоту. Когда два потока работают на одном ядре, они будут работать на максимальной частоте.

Разгон

Хотя разгон Ryzen 5800X3D был невозможен, новые процессоры X3D 7000-серии можно разогнать с помощью Precision Boost Overdrive (PBO) и Curve Optimizer (CO). Разгон на основе множителя по-прежнему недоступен.

Прежде всего, включаем PBO и переключаемся в «ручной» режим, который даст максимальный контроль. Установим различные пределы мощности примерно на 200, их можно поднять позже, если максимально использовать один из них. Теперь самая важная часть, нужно включить Curve Optimizer, иначе не заметим никаких значимых результатов. Начинаем со значения -15 для всех ядер, загружаемся в Windows и используйте Ryzen Master, убеждаемся, что всё настроено правильно.

Теперь запустите тесты стабильности и игры, чтобы убедиться, что система стабильна. Температуры также будут выше, потому что процессор будет работать дольше. С Noctua NH-U14S довольно быстро достигается температурный предела 89°C, поэтому необходимо снизить значение Curve Optimizer. Поскольку кристалл 3DV-Cache более чувствителен к температуре, AMD решила снизить температурный предел с 95°C (процессоры Zen 4 без 3D VCache) до 89°C (процессоры X3D Zen 4). Вкупе с толстым радиатором удержать температуру процессора очень сложно, даже если сам радиатор еле теплый.

Удалось снизить температуру примерно на 1°C, понизив настройку напряжения SOC, что позволило сэкономить примерно 10 Вт тепла от SOC (контроллера памяти и т. д.). Эти 10 Вт потребляются ядрами процессора автоматически, процессор будет разгоняться немного выше, пока не достигнет предела температуры, получим немного дополнительной производительности.

Использование Arctic Liquid Freezer II AIO немного помогло с температурой, но проблема на самом деле не в том, чтобы избавиться от тепла в нижней части радиатора, а в том, чтобы передать тепло от вычислительного кристалла с крошечной площадью поверхности для прохождения через IHS. В связи с этим 7800X3D сложнее охлаждать, чем 7900X3D или 7950X3D, распределяющие теплоотдачу по двум CDD, т.е. вдвое большей площади поверхности.

7800X3D искусственно ограничен максимальной частотой 5050 МГц на каждом ядре, вероятно, для защиты более мощных процессоров X3D, которым разрешено повышать частоту выше. Например, 7950X3D легко разгоняется до 5250 МГц при небольших нагрузках на свой 3D VCache.

Ошибка парковки ядер

Когда Ryzen 7 7800X3D установили в тестовую систему, в которой ранее был установлен 7950X3D, показатели производительности выглядели неправильно. Cinebench и другие неигровые бенчмарки показали ожидаемую производительность, тормозили только игры.

Без сомнения, это довольно высокие FPS, но ниже, чем ожидалось, учитывая архитектуру и конструкцию процессора.

Проведя небольшое исследование, обнаружилось, что во время игры три из восьми ядер полностью бездействовали — без всякой видимой причины.

Cyberpunk 2077 — отличный выбор для такого рода испытаний. В то время как другие игры могут загружать только несколько ядер из-за того, что движок не является полностью многопоточным, движок Cyberpunk предназначен для распределения всей игровой нагрузки на столько ядер, сколько доступно процессору. Если вы пытаетесь решить подобную проблему, используйте Cyberpunk 2077. С наложением Afterburner проблему довольно легко обнаружить. Ещё раз, Cinebench и другие «математические» тесты НЕ будут показывать эту проблему, если затронуты.

В руководстве обозревателя AMD в разделе «Известные проблемы» упоминается следующее:
Рецензенты могут столкнуться с низкими оценками при прямом переходе с процессора Ryzen™ 9 7950X3D на процессор Ryzen™ 7 7800X3D без переустановки новой версии ОС Windows. Вероятно, это связано с тем, что драйвер файла подготовки AMD PPM всё ещё применяется к процессору Ryzen™ 7 7800X3D, что не было его предполагаемым использованием. Эта проблема с производительностью не является типичным сценарием конечного пользователя и возникает только в результате переключения ЦП без установки новой версии ОС Windows.

Похоже, тестовая система тоже подвержена этой ошибке. Поэтому в надежде на исправление драйвер подготовки AMD PPM был удалён — безрезультатно. Затем были удалены все драйверы AMD плюс сброс схемы питания Windows — без разницы. Среди прочего, также попытался скопировать план питания из новой установки ОС в тестовую систему, но безуспешно.

В конце концов — переустановка Windows, занимающая несколько часов, потому что также нужно настроить все приложения и игры.

Теперь производительность была правильной и использовались все ядра процессора. (На обоих скриншотах разные тестовые места, разница FPS не 121 против 234, а скорее 190 против 215).

Сводка производительности

Относительная производительность

Производительность / $

Отзыв

цена

AMD Ryzen 7 7800X3D поступит в продажу по цене $450.

плюсы
  • Наконец-то 3DV-кэш для Zen 4
  • Самый быстрый игровой процессор, из когда когда-либо тестированных
  • Невероятная энергоэффективность
  • Превосходит Core i9-13900K и Ryzen 9 7950X3D по игровой производительности
  • Производительность в играх улучшилась по сравнению с предыдущими процессорами Zen 4
  • Конструкция с одной CDD, все ядра имеют кэш 3DV
  • Поддержка PCIe 5.0 для накопителей и графики
  • Интегрированная графика
  • Существующие кулеры, совместимые с Socket AM5
  • Поддержка памяти DDR5
  • 5- и 6-нм производственный процесс TSMC
  • Поддержка инструкций AVX512 и AI
минусы
  • Производительность приложения значительно ниже, чем у аналогичных по цене альтернатив
  • Температурный предел снижен до 89°C
  • Без разгона на основе множителя
  • Для оптимальной работы требуется некоторая настройка/проверка
  • Более низкие тактовые частоты, чем у других процессоров Zen 4
  • Дорогая платформа
  • Длительное время загрузки (исправлено на некоторых материнских платах)
  • Без кулера в комплекте

Сегодня волнующий день — наконец-то можно показать результаты бенчмарка для AMD Ryzen 7 7800X3D. Это процессор, которого геймеры ждали почти год. Когда AMD выпустила свою новую платформу Zen 4, они внесли значительные улучшения относительно Zen 3, но геймеры задавались вопросом: «Нам нравится 5800X3D для игр. А как насчет Zen 4 X3D?» Всего пять недель назад были выпущены первые процессоры Ryzen 7000 X3D (обзор 7950X3D для справки). Они, наконец, внедрили возможность кэширования 3DV для Zen 4. Однако первые две модели были процессорами с большим количеством ядер, использующими две CDD для достижения максимального количества ядер. Наличие нескольких вычислительных блоков в одном процессоре приводит к межъядерным задержкам, которые негативно влияют на рабочие нагрузки с интенсивным использованием памяти и, в частности, на игры. Ryzen 7 7800X3D, представленный в сегодняшнем обзоре, представляет собой 8-ядерный процессор, что означает, что AMD может собрать его с использованием одной CCD. В Zen 4 каждая CDD содержит восемь процессорных ядер, а кэш 3DV физически размещен поверх CDD, обеспечивая дополнительные 64 МБ кэша L3. Это увеличивает общий объём кэша L3 с 32 МБ до 96 МБ, что значительно повышает производительность определенных рабочих нагрузок, поскольку теперь они будут помещаться в кэш большего размера, что позволяет сэкономить дорогостоящие обращения к основной памяти.

Ryzen 7 7800X3D, представленный в сегодняшнем обзоре, представляет собой 8-ядерный/16-поточный процессор, что делает его очень похожим на Ryzen 7 7700X с точки зрения технических характеристик. Просто для подтверждения, он работает в конфигурации с 8+0 ядрами, а не с 4+4, поскольку это лишило бы AMD уникального преимущества (высокая производительность в играх благодаря дизайну с одной CDD). Что касается TDP, AMD решила установить его на 120 Вт, что соответствует Ryzen 9 7950X3D и немного выше, чем 105 Вт, которые были 7700X. Тактовые частоты значительно снизились, AMD теперь гарантирует базовую тактовую частоту 4.20 ГГц с ускорением до 5.00 ГГц. 7800X3D настроен на максимальную частоту 5050 МГц, которую нельзя превысить даже с помощью PBO. Эти тактовые частоты значительно ниже, чем у 7700X (4.50/5.40 ГГц), у 7950X частота достигает даже 5.70 ГГц. По словам AMD, сниженные тактовые частоты являются следствием более низкого максимального напряжения, которое могут выдержать кристаллы кэша (они работают при том же напряжении, что и ядра процессора). Более низкое напряжение означает, что более высокие частоты не могут быть достигнуты, поскольку для них требуется напряжение, превышающее то, которое «держит» матрица кэш-памяти 3DV. По тем же причинам AMD снизила максимальную рабочую температуру с 95°C до 89°C на всех процессорах Zen 4 X3D.

В среднем по 45 тестам приложений обнаружено, что Ryzen 7 7800X3D немного быстрее Ryzen 7 7700 без-X, но на 3% отстает от 7700X. Основные причины здесь заключаются в том, что меньшие тактовые частоты снижают производительность и что кэш 3DV практически не влияет на большинство приложений, поскольку они либо уже работают в кэше, даже без большего кэша 3DV, либо их рабочий набор слишком велик, чтобы поместиться даже в большем кэше, доступном на процессорах X3D. Однако есть некоторые исключения, например, масштабирование изображений с помощью искусственного интеллекта и классификация изображений показывают хорошие результаты в 7800X3D, сжатие WinRAR также значительно повышает производительность, как и эмуляция PS3 и Wii.

По сравнению с предложением Intel, 7800X3D значительно отстает по производительности приложений, он примерно соответствует последнему поколению Alder Lake i7-12700K, но уступает более новым процессорам Raptor Lake. Например, i5-13600K с конфигурацией ядра 6P+8E превосходит 7800X3D на 6.6%, что более чем на $100 дешевле. I7-13700K, который представляет собой 8P+8E-ядерный процессор, даже на 22% быстрее, а i9-13900K опережает его на целых 36%. Если пользователь основном ориентируется на приложения, то кэш 3DV ему не нужен, и Ryzen 7 7700 (X) или 7900 (X) были бы лучшим выбором для такого рода рабочей нагрузки.

С играми все выглядит по-другому. Здесь 7800X3D может проявить себя, потому что он идеально подходит — играм не нужно много ядер, но они любят иметь много быстрого кэша, и всё это в одной CCD с низкими задержками. Это выигрышное сочетание гарантирует, что 7800X3D поднимется на вершину чартов, обойдя все остальные процессоры в тестовой группе, включая 13900K и 7950X3D. В среднем по всему тестовому набору при 1080p 7800X3D на 5.6% быстрее, чем 13900K, и на 5.8% быстрее, чем 7950X3D. Прирост до Ryzen 7 7700X, который являелся самым быстрым процессором Zen 4 для игр, составляет колоссальные 16% — очень впечатляюще. Можно просмотреть разные оценки от других рецензентов, потому что выбор конкретной игры здесь имеет большое значение. Например, Age of Empires IV действительно хорошо работает на Intel, в то время как Cyberpunk и Forza предпочитают AMD. Добавление или удаление одной или двух игр может легко изменить общий результат, вот почему так важно, чтобы несколько изданий публиковали свои результаты, чтобы получать более широкую картину. Считается, что важно использовать реальный игровой процесс во всех своих тестах, поскольку загрузка процессора может сильно отличаться при фиксированном воспроизведении демо (встроенный бенчмарк) и играх с вычислениями, необходимыми для искусственного интеллекта противника, динамических эффектов и многого другого.

По мере увеличения разрешения различия между процессорами сокращаются, поскольку узкое место перемещается с CPU на GPU. При всех этих разрешениях 7800X3D сохраняет лидерство, что подтверждает, что он хорош не только при более низких резолюциях. Однако, особенно в 4K, различия настолько малы, что другие вещи начинают иметь большее значение, например стоимость, энергоэффективность и разгон. При разрешении 4K всего 5% FPS разделяют лучшие процессоры Zen 4, Raptor Lake, Alder Lake и 5800X3D. Все эти процессоры являются мощными игровыми камнями, и при субъективном тестировании будет трудно отличить их друг от друга, не зная, что находится внутри машины. Особенно, если уже используется Ryzen 5800X3D, скорее всего, большого смысла переходить на 7800X3D нет, несмотря на его фантастическую игровую производительность. Потратим много денег на новую материнскую плату, память и процессор, при минимальном выигрыше. То же самое касается геймеров, использующих Alder Lake или Raptor Lake — прирост производительности просто не стоит затрат.

Если действительно есть деньги, которые можно потратить, то Ryzen 9 7950X3D может таки обеспечить немного лучшую производительность в играх. Благодаря конструкции с двумя CDD, в которой только одна CDD содержит весь кэш 3DV, требуется специальный драйвер, который планирует игры только на ядрах с кэшем 3DV. Хотя программное обеспечение AMD в целом работает правильно, оно не идеально, и использование его процессорного времени будет стоить немного дополнительной производительности. Так что пока придётся отключить вторую CCD, чтобы иметь «чистый» процессор. При таких настройках он начнёт работать немного быстрее, чем 7800X3D, потому что 7950X3D будет разгоняться до 5.25 ГГц в играх, тогда как 7800X3D будет работать на максимальной частоте 5.05 ГГц (потому что AMD искусственно ограничила свои тактовые частоты таким образом). Да, конечно, дополнительные $250 за несколько FPS не имеют смысла, но если нужны как мощные приложения, так и игровая производительность, то 7950X3D может стать приемлемым вариантом.

Если посмотреть не только на производительность, то 7800X3D тоже может произвести очень сильное впечатление. Энергоэффективность заоблачно высока, она одна из лучших. Особенно по сравнению с Intel Core i9-13900K, различия ошеломляющие. В тестах приложений процессор Intel потребляет в среднем 169 Вт, 7800X3D — всего 49 Вт — это меньше трети! Но, конечно, 13900K быстрее в приложениях, поэтому ожидается некоторое более высокое энергопотребление. Если посмотреть на игры. Здесь 7800X3D превосходит 13900K, и он по-прежнему намного энергоэффективнее. 7800X3D потребляет в среднем 49 Вт, с максимумами до 60 Вт. Мощность 13900K в играх составляет 60 Вт, а затем достигает 200 Вт при среднем показателе 143 Вт — это разница между ночью и днем. Все это тепло попадет в корпус, а это значит, что вентиляторам придётся работать усерднее, и в конечном итоге это приведет к нагреву комнаты и повлияет на счёта за электроэнергию. Небольшая арифметика: четыре часа игр в день, разница в мощности 100 Вт между 13900K и 7800X3D = 146 кВт*ч сэкономленной энергии в год, что при цене $0.30 за кВт*ч позволяет экономить около $50 в год. Конечно, недостаточно, чтобы купить новый компьютер, но определенно не ничего.

В предыдущих обзорах Zen 4 были жалобы на очень долгое время загрузки, и оно по-прежнему неоправданно медленное. В то время как некоторые поставщики, особенно ASRock, добились значительного прогресса, на плате ASUS практически ничего не изменилось. Некоторое время назад они добавили в BIOS опцию «Восстановление контекста памяти», сокращающее время загрузки до приемлемого уровня. К сожалению, в более новых версиях BIOS включение MCR приведет к случайным синим экранам в Windows, особенно когда машина простаивает. Не понятно, почему AMD не реализует универсальный подход для решения этой проблемы, вместо этого полагаясь на поставщиков материнских плат, которые придумывают свои собственные решения.

В частности, с X3D была и другая проблема. После замены 7950X3D на 7800X3D предположительно, что он заработает только после установки новых драйверов чипсета. Нет… в то время как тесты, такие как Cinebench, показывали правильные цифры, игры работали медленнее, чем ожидалось. Без «лагов» медленно, всё же очень быстро, но «только» на уровнях, сравнимых с 7950X3D — хотя 7800X3D должен быть быстрее. Немного покопавшись, обнаружилось, что несколько ядер процессора припарковываются во время игры без видимой причины. Удаление драйверов чипсета AMD, переустановка новейших, сброс настроек питания, копирование плана питания с другого ПК — все это не имело значения — не хватало около 10% игровой производительности. В своём руководстве для обозревателей AMD рекомендует начать с новой установки Windows при переходе с 7950X3D на 7900X3D: «… могут возникнуть низкие оценки при прямом переключении с 7950X3D на 7800X3D без переустановки новой версии ОС Windows, в результате того, что драйвер файла подготовки AMD PPM всё ещё применяется к процессору 7800X3D, что не было его предполагаемым использованием. Эта проблема с производительностью не является типичным сценарием конечного пользователя и является только результатом переключения ЦП без установки новой версии ОС Windows.» К удивлению, показатели производительности совпали с ожиданиями после переустановки Windows и тестовых настроек.

Хотя понятно, что такие вещи могут происходить, особенно с новой версией, совершенно неприемлемо поставлять пакет драйверов, который нельзя полностью удалить или который навсегда изменяет ОС, до той степени, что требуется новая установка. Надеемся, что AMD сможет понять, что происходит, и они предоставят обновленные драйверы и надлежащее руководство по обнаружению и устранению проблемы.

В то время как оригинальный Ryzen 5800X3D был заблокирован для разгона, AMD даёт некоторый контроль с помощью Precision Boost Overdrive с процессорами 7000X3D. По-прежнему нельзя использовать разгон на основе множителя, но можно поднять различные пределы мощности и использовать Curve Optimizer для настройки кривой напряжение-частота. В стоке температура не является проблемой, если используется приличный кулер, несмотря на то, что AMD снизила температурный предел до 89°C, чтобы защитить CDD 3DV-Cache от слишком сильного нагрева. Как только запускающтся настройки PBO, довольно быстро сталкиваемся с тепловым дросселированием. Хотя тепловыделение ниже, чем у 7950X3D, тепло концентрируется на меньшей площади из-за дизайна с одной CDD, что затрудняет охлаждение 7800X3D. Переход с Noctua NH-U14S на AIO Arc Liquid Freezer II имел лишь минимальное значение, а это означает, что проблема связана с толстым IHS, ограничивающим теплопередачу, поэтому независимо от того, какое охлаждение поставить поверх ЦП, температуры всегда будет высоким. Тем не менее, следует отметить около 3% прироста в приложениях и играх, что помогает в борьбе с предложениями Intel.

Материнские платы для AMD Socket AM5 очень дороги, что существенно увеличивает стоимость платформы. Буквально на прошлой неделе AMD анонсировала свой чипсет A620, поддерживающий материнские платы стоимостью менее $100. Хотя они ограничены процессорами мощностью 65 Вт, чувствуется, что 7800X3D должен работать очень хорошо, даже с немного более низким пределом мощности. TDP AMD 120 Вт кажется худшим случаем, когда процессор проходит стресс-тест, а встроенная графика также полностью загорается. Как показывают измерения мощности, фактическое энергопотребление очень близко к 65 Вт, особенно в играх. С другой стороны, если покупаем процессор за $450, то покупка материнской платы за $150 не является немыслимой. Тем не менее, у Intel есть множество плат стоимостью около $100 и ниже, поэтому, если они смогут снизить цену 13700K до уровня менее $400, то внезапно 7800X3D окажется слишком дорогим выбором.

На старте AMD Ryzen 7 7800X3D будет доступен по цене $450, что вполне разумно и точно соответствует стартовой цене Ryzen 7 5800X3D. Хотя $450, безусловно, недешево, тот факт, что 7800X3D является самым быстрым игровым процессором с впечатляющим энергопотреблением, оправдывает надбавку к цене. Учитывая, что 7950X3D почти всегда был распродан с момента его запуска, то запасы 7800X3D закончатся ещё быстрее. Конкурентами в этом ценовом диапазоне являются процессоры Ryzen 9 7900X, предлагающие на 20 % более высокую производительность приложений, но проигрывают в производительности в играх из-за отсутствия 3DV-кэша и конструкции с двойной CDD. Другой вариант Intel Core i7-13700K за $425, который также предлагает на 20% лучшую производительность приложений, но довольно близок в играх, особенно в 4K, когда привязан к GPU. Если потратить немного больше денег, то у Intel за $570 есть 13900K, обеспечивающий потрясающую производительность как в приложениях, так и в играх — за счёт гораздо более высокого энергопотребления. Если нужно сэкономить, следует рассмотреть Intel Core i5-13600K, один из самых быстрых доступных игровых процессоров, за $290 или Ryzen 7 5800X3D за $310, работающий на гораздо более доступной платформе. Ещё один хороший выбор — Ryzen 7 7700X за $325, что гарантирует возможность обновления до Ryzen 8000 и выше.

выбор редакции

Примечания:

  • Источник: TPU
  • Признательность за обзор и тестирование
    W1zzard

С уважением, procompsoft.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *