Предлагаем обзор 4-ядерного процессора Core i3-10320 для настольных ПК из нового семейства процессоров Intel Core «Comet Lake» 10-го поколения. Это довольно редкая часть, так как она расположена между более популярными i3-10300 и 6-ядерным Core i5-10400. Core i3-10320 продаётся по цене $160, как и Core i5-10400F. Обоснованием такого подхода заключатся в том, чтобы предложить четыре ядра с высокой тактовой частотой с HyperThreading для геймеров, которым пока не нужны 6-ядерные компоненты с меньшей тактовой частотой.
К слову, i3-10320 также поставляется с интегрированной графикой, которая отсутствует у i5-10400F. Потребуется $180 за i5-10400 оснащённый ей. Линейка Core i3-xx3xx традиционно представляла собой сегментацию в рамках расширения бренда Core i3 из серии i3-xx1xx, обычно предлагая больший объем кэша L3 и более высокие тактовые частоты. В то время как i3-10100 и i3-10320 являются 4-ядерными/8-поточными чипами, последний имеет 8 МБ кэша L3, тогда как первый справляется с 6 МБ.
Core i3-10320 — это Core i7-7700K со скидкой 60% и отсутствием разблокированного множителя. Оба являются 4-ядерными/8-поточными продуктами с 8 МБ кэша L3 использующими процессорное ядро «Skylake», хотя i3-10320 разработан для более современной платформы LGA1200 и имеет более высокую тактовую частоту: базовая частота 3.80 ГГц по сравнению с 4.20 ГГц для i7-7700K и максимальная частота Turbo Boost 4.60 ГГц по сравнению с 4.50 ГГц у i7-7700K. Таким образом, можно думать о i3-10320 как о i7-7700K с крошечным автоматическим разгоном с материнской платы. Для сравнения, i5-10400/F работает на частоте 2.90 ГГц и Boost до 4.30 ГГц.
[contents]
Этот вид вычислительной мощности стоит всего $160 из-за жёсткой конкуренции со стороны AMD, вынудившей Intel увеличивать количество ядер и число потоков по сравнению «generation over generation». Intel также пришлось увеличить тактовые частоты и разработать новые алгоритмы управления питанием. Как упоминалось ранее, Core i3-10320 не разблокированный процессор, как i7-7700K, поэтому его невозможно разогнать, набрав основной множитель тактовой частоты. Intel предоставила другие способы выжать из этого чипа больше производительности, например, переопределить лимиты мощности, чтобы лучше удерживать повышенные частоты, разогнать графические шины DMI и PCI-Express и повысив частоту базовой частоты до 103 МГц.
В этом обзоре Core i3-10320 проверит нескольких гипотез: во-первых, стоят ли жертвовать двумя полноценными ядрами относительно i5-10400F в пользу более высоких тактовых частот и встроенной графикой, если пользователь в основном геймит. Во-вторых, также будет интересно посмотреть реакцию на дополнительный кэш по сравнению с i3-10100. Будут использованы четыре конфигурации. Первая (зеленая полоса) — стоковый процессор, готовый к запуску, с материнской платой, выполненной с учётом спецификаций Intel, но со стандартными частотами памяти.
Второй (коричневая полоса) показывает, что применяет память DDR4-2666, что является максимальным тактовым значением, которое возможно для данного процессора в сочетании с экономичными материнскими платами H410 и B460. Третья конфигурация (красная полоса) представляет разогнанный процессор путем набора его базовой тактовой частоты до 103 МГц и ослабленным лимитом мощности. Четвертая конфигурация (синяя полоса) максимально используется турбо-частота и ослабленными лимитами мощности.
Спецификации
Цена
Ядра /
Потоки
Базовая
частота
Турбо
частота
L3
Кэш
TDP
Архитектура
Процесс
Сокет
Core i3-10100
$130
4 / 8
3.6 ГГц
4.3 ГГц
6 МБ
65 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Ryzen 3 3100
$100
4 / 8
3.6 ГГц
3.9 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen 2
7 нм
AM4
Pentium G5600
$100
2 / 4
3.9 ГГц
—
4 МБ
5 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Ryzen 5 1400
$105
4 / 8
3.2 ГГц
3.4 ГГц
8 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 3 1300X
$115
4 / 4
3.4 ГГц
3.7 ГГц
8 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 5 1600
$110
6 / 12
3.2 ГГц
3.6 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 3 3300X
$120
4 / 8
3.8 ГГц
4.3 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen 2
7 нм
AM4
Ryzen 5 2600
$120
6 / 12
3.4 ГГц
3.9 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen
12 нм
AM4
Core i3-8300
$140
4 / 4
3.7 ГГц
—
8 МБ
65 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Core i3-10300
$150
4 / 8
3.7 ГГц
4.4 ГГц
8 МБ
65 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Ryzen 5 1500X
$140
4 / 8
3.5 ГГц
3.7 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 5 2400G
$150
4 / 8
3.6 ГГц
3.9 ГГц
4 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 5 1600X
$150
6 / 12
3.6 ГГц
4.0 ГГц
16 МБ
95 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 5 2600X
$150
6 / 12
3.6 ГГц
4.2 ГГц
16 МБ
95 Вт
Zen
12 нм
AM4
Core i3-10320
$160
4 / 8
3.8 ГГц
4.6 ГГц
8 МБ
65 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Core i5-9400F
$160
6 / 6
2.9 ГГц
4.1 ГГц
9 МБ
65 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Core i5-10400F
$160
6 / 12
2.9 ГГц
4.3 ГГц
12 МБ
65 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Ryzen 7 1700
$170
8 / 16
3.0 ГГЦ
3.7 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen
14 нм
AM4
Ryzen 7 1700X
$170
8 / 16
3.4 ГГЦ
3.8 ГГц
16 МБ
95 Вт
Zen
14 нм
AM4
Core i5-10500
$200
6 / 12
3.1 ГГц
4.5 ГГц
12 МБ
65 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Ryzen 5 3600
$175
6 / 12
3.8 ГГц
4.4 ГГц
32 МБ
65 Вт
Zen 2
7 нм
AM4
Ryzen 7 2700
$170
8 / 16
3.2 ГГц
4.1 ГГц
16 МБ
65 Вт
Zen
12 нм
AM4
Core i5-8400
$190
6 / 6
2.8 ГГц
4.0 ГГц
9 МБ
65 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Ryzen 7 2700X
$195
8 / 16
3.7 ГГц
4.3 ГГц
16 МБ
105 Вт
Zen
12 нм
AM4
Core i3-8350K
$195
4 / 4
4.0 ГГц
—
8 МБ
91 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Core i5-8600K
$250
6 / 6
3.6 ГГц
4.3 ГГц
9 МБ
95 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Core i5-9600K
$280
6 / 6
3.7 ГГц
4.6 ГГц
9 МБ
95 Вт
Coffee Lake
14 нм
LGA 1151
Core i5-10600K
$265
6 / 12
4.1 ГГц
4.8 ГГц
12 МБ
125 Вт
Comet Lake
14 нм
LGA 1200
Ryzen 5 3600X
$205
6 / 12
3.8 ГГц
4.4 ГГц
32 МБ
95 Вт
Zen 2
7 нм
AM4
Рассмотрим поближе
Сей образец Core i3-10320 поставляется в tray-упаковке (OEM). Боксовая розничная упаковка включает в себя кулер, помогающий снизить общую стоимость системы.
Core i3-10320 выглядит как любой процессор LGA1xxx, выпущенный Intel в последнее десятилетие. Процессор совместим только с материнскими платами на сокете LGA1200, поскольку положение круглых выемок было изменено.
К счастью, сокет LGA1200 сохраняет кулерную совместимость со всеми старыми сокетами LGA115x. Это означает, что найдётся приличный выбор охладителей под этот процессор.
Архитектура
Под капотом Intel Core i3-10320 находится 4-ядерный кристалл «Comet Lake-S», построенный по тому же процессу 14 нм++, что и предыдущие два поколения. Площадь кристалла оценивается в 125 мм².
Платформы Z490, H470 и B460
Z490 — лучший чипсет 400-серии, предназначенный для игровых ПК и энтузиастов ПК, поскольку он обеспечивает серьезный разгон и поддержку нескольких графических процессоров. Что касается возможностей ввода/вывода, то набор микросхем практически идентичен Z390: 24 нисходящих канала PCIe gen 3.0, шесть портов SATA, шесть портов USB 3.2 gen 2, которые можно преобразовать в три порта USB 3.2 gen 2 x2, десять портов USB 3.2 gen 1 и четырнадцать портов USB 2.0. Корпорация Intel рекомендует использовать чип i225-V 2.5 Гбит/с Ethernet в качестве решения для проводных сетей вместе с Z490, а также решение AX201 802.11ax WiFi 6 WLAN с интерфейсом чипсета CNVio.
Скорее всего, большинство будет связывать заблокированные процессоры и процессоры начального уровня, такие как i3-10100, с чипсетами B460 или H470. B460 предлагает материнские платы по цене около $90. Он поставляется с 16 нисходящими полосами PCIe gen 3.0 (по сравнению с 12 на B360). По сравнению с Z490 пользователь получит меньше полос PCIe (16 против 24) от чипсета, меньше портов USB 3.2 (восемь портов 5 Гбит/с и никаких портов 10 Гбит/с по сравнению с x6 портами 10 Гбит/с и x10 портами 5 Гбит/с на Z490).
Также теряются возможности разгона процессора и возможности нескольких графических процессоров (например, SLI). Материнские платы B460 также поставляются с лимитами частоты памяти, установленными на DDR4-2933. Чипсет H470 представляет собой интересную золотую середину между Z490 и B460. В нём по-прежнему присутствует гейминг на нескольких GPU и разгон, получается больше полос PCIe (20 против 16 на B460 и 24 на Z490); четыре порта USB 3.2 10 Гбит/с в дополнение к тому, что есть у B460.
Для процессоров с блокированным множителем, таких как Core i3-10320, можно реально сэкономить много денег, выбрав более дешевые материнские платы на чипсете B460 или H410.
Тестовые установки
Все приложения, игры и процессоры тестируются с помощью драйверов и оборудования, перечисленных ниже — результаты тестирования не были перераспределены между тестовыми системами.
Все игры и приложения тестируются с использованием одной и той же версии.
Все игры настроены на самое высокое качество, если не указано иное.
«Comet Lake»
ЦП:
Все Intel 10-го поколения
МП:
ASUS Z490 Maximus XII Extreme
Intel Z490, BIOS 0508
RAM:
2x 8 GB G.SKILL Flare X DDR4
DDR4-3200 14-14-14-34
GPU:
EVGA GeForce RTX 2080 Ti FTW3 Ultra
Накопитель:
SSD 1 ТБ
БП:
Seasonic SS-860XP
ОС:
Windows 10 Professional 64-bit
Version 1903 (May 2019 Update)/td>
SuperPi — один из самых популярных тестов у оверклокеров и твикеров. Он используется в соревнованиях на установление мировых рекордах с незапамятных времен. Это чисто однопоточный тест ЦП, рассчитывающий число Pi до огромного числа цифр — 32 миллиона для этого тестирования. Выпущенный ещё в 1995 году, бенчмарк поддерживает только инструкции x86 с плавающей запятой и, таким образом, является хорошим тестом для производительности однопоточных устаревших приложений.
wPrime
В то время как SuperPi фокусируется на вычислении Pi, wPrime решает другую математическую задачу: нахождение простых чисел. Для этого он использует метод Ньютона. Одна из целей проектирования wPrime заключалась в том, чтобы спроектировать его таким образом, чтобы он мог наилучшим образом использовать все ядра и потоки, доступные на процессоре.
Рендеринг — Cinebench
Cinebench является одним из самых популярных современных тестов производительности CPU, поскольку он построен на основе программного обеспечения Maxon Cinema 4D. И AMD, и Intel демонстрировали этот тест производительности на различных публичных мероприятиях, что делает его практически отраслевым стандартом. В Cinebench R20 тестируется как однопоточная, так и многопоточная производительность.
Рендеринг — Blender
Blender — одна из немногих программ рендеринга профессионального уровня, которая является безплатной и с открытым исходным кодом. Уже один этот факт помог создать сильное сообщество вокруг программного обеспечения, сделав его очень популярной тестовой программой благодаря простоте использования. Для тестирования использовалась тестовая сцена Blender «BMW 27».
Рендеринг — Corona
Corona Renderer — современный фотореалистичный рендер, доступный для Autodesk 3ds Max и Cinema 4D. Он обеспечивает физически правдоподобный и предсказуемый результат благодаря реалистичному алгоритму освещения, глобальному освещению и красивым материалам. Corona не поддерживает рендеринг с помощью графического процессора, поэтому производительность процессора очень важна.
Рендеринг — KeyShot
Автономное программное обеспечение для рендеринга KeyShot предлагает быстрые и эффективные рабочие процессы, помогающие получить высококачественные реалистичные снимки продукта в кратчайшие сроки. Трассировка лучей в реальном времени, многоядерное картирование фотонов, адаптивная выборка материалов и динамическое световое ядро обеспечивают высококачественные изображения, которые мгновенно обновляются даже при интерактивной работе на сцене. KeyShot оптимизирован для использования только на процессорах, что позволяет им использовать более сложные алгоритмы, чем на основе графического процессора. В отличие от других тестов рендеринга, в этом записывается «кадр в секунду» во время рендеринга, поэтому более высокие числа лучше.
Разработка игр — Unreal Engine 4
Unreal Engine 4 является одним из ведущих мультиплатформенных игровых движков в отрасли. Он не только продвинутый, но и обладает множеством функций, помогающий получить результаты быстрее, чем с конкурирующими продуктами — время — деньги. Перед отправкой игры необходимо выполнить длительный процесс «лёгкой выпечки». Он использует всю статическую геометрию и фиксированные источники света в сцене и предварительно рассчитывает текстуры световых карт для них, что приводит к огромному увеличению производительности в финальной игре, потому что эти вычисления больше не должны выполняться в режиме реального времени в системе пользователя. Для тестов генерируем «выпеченные» световые карты для относительно простой сцены, которая обычно занимает несколько часов.
Разработка программного обеспечения — Visual Studio C++
Microsoft Visual C++, пожалуй, самый популярный язык программирования для создания профессиональных приложений Windows. Это часть пакета Microsoft Visual Studio для разработки, имеющего долгую историю и широко признанного в качестве золотого стандарта, когда дело доходит до IDE. Компиляция программного обеспечения — это довольно длительный процесс, превращающая программный код в конечный исполняемый файл, и программисты ненавидят ждать его завершения. Для теста запускается приложение среднего размера через компилятор и компоновщик C++, а также выполняется компилятор ресурсов. Сборка выполняется в режиме «релиз» со всеми включенными оптимизациями и включенной многопроцессорной компиляцией.
Просмотр веб-страниц — Google Octane
Google Octane тестирует производительность веб-браузера, выполняя набор тестов на основе Javascript, представляющие типичные случаи использования в современных динамических интерактивных веб-приложениях.
Просмотр веб-страниц — Mozilla Kraken
Mozilla Kraken похож на Octane тем, что измеряет время выполнения Javascript, но использует другой набор тестов, основанный на тесте SunSpider. Тестовые случаи включают обработку звука, алгоритмы поиска, фильтрацию изображений, анализ JSON и криптографию.
Просмотр веб-страниц — WebXPRT
WebXPRT 3 — эталонный браузер, измеряющий производительность типичных веб-приложений, таких как улучшение фотографий, управление мультимедиа с помощью AI, ценообразование опционов на акции, шифрование, оптическое распознавание символов, создание диаграмм и производительность. Это в отличие от двух других браузерных тестов, которые больше фокусируются на микробенчмарках, тестирует конкретные алгоритмы.
Машинное обучение — Tensorflow
Искусственный интеллект повсюду в наши дни. Алгоритмы, основанные на машинном обучении, берут на себя основную часть многих ручных задач, которые раньше могли выполнять только люди. Чтобы глубокое обучение ИИ могло решать проблемы, его необходимо сначала обучить с помощью большого набора обучающих данных, неоднократно оценивающихся, чтобы создать нейронную сеть, которая впоследствии может быть запущена (также называемая логическим выводом). Google Tensorflow на основе Python — один из самых популярных пакетов программного обеспечения для машинного обучения, поддерживающий как центральные процессоры, так и графические процессоры. Настройка Tensorflow для GPU немного сложна, поэтому разработка и обучение алгоритмов для небольших наборов данных всё ещё происходит на CPU. Производительность обучения на CPU также может быть выше, чем у GPU, когда размеры задач превышают типичные объемы памяти GPU.
Моделирование физики
При разработке широко используется метод конечных элементов (FEM), способного моделировать поток жидкости (CFD), теплопередачу и структурную устойчивость, чтобы проверить, способен ли конечный продукт соответствовать проектным требованиям. Решение такой проблемы разбивает систему на большое количество простых частей, называемых конечными элементами, взаимодействующих друг с другом. Это очень сложная математическая задача, требующая большой вычислительной мощности, которую очень трудно распараллелить на графических процессорах. Тест Euler3D полностью распараллелен, чтобы максимально использовать возможности нескольких процессорных ядер, но он также создает большую нагрузку на подсистему памяти.
Моделирование нейрона мозга
Чтобы лучше понять, как работает мозг, биологические и медицинские исследования используют программное обеспечение для имитации нейронов и их взаимодействия друг с другом. Учёные надеются, что это в конечном итоге может привести к пониманию того, как возникает биологический интеллект. Как и в имитационном тесте, это очень сложная проблема с интенсивным использованием памяти, решаемая лучше всего ЦП — графические процессоры плохо подходят для этих алгоритмов.