Обзор и тестирование видеокарты ZOTAC GAMING GeForce GTX 1660 6GB GDDR5

Введение

Сегодня будет рассмотрена видеокарта ZOTAC GAMING GeForce GTX 1660 6GB GDDR5 (ZT-T16600F-10L), совершенно новый продукт для мейнстрим сегмента. Но для начала немного лирики. Итак, запустив GeForce GTX 1660, NVIDIA пополняет своё семейство видеокарт GTX основанных на архитектуре Turing, предлагающих хорошую производительность без RTX и DLSS. Выпущенный ранее в прошлом месяце GeForce GTX 1660 Ti смог навязать конкуренцию и одолеть RX 590 плюс вынудить AMD снизить цены на карты Vega 56. С ним геймеры могут запускать в 1080p любые новые игры с максимальными настройками графики, а также после некоторых настроек и в 1440p геймить. В целом достойный дебют, но цена $280 не позволяла говорить о том, чтобы стать полноценным наследником GTX 1060 6 ГБ. Эта участь была уготована GTX 1660.

NVIDIA использовала уже знакомый 12-нм кристалл TU116, тот же, что и в GTX 1660 Ti, но уже с меньшим количеством ядер CUDA, а также более медленную память 8 Гбит/с GDDR5, заменив 12 Гбит/с GDDR6. Таким образом, при стоимости $220 «зелёная команда» предположительно (пока) предлагает продукт, значительно опережающий GTX 1060 6 ГБ, и все предложения AMD в этом ценовом сегменте.

Прошлых обзорах мы уже описывали, что кристалл TU116 не имеет RT ядер, как впрочем, и цензорных вариантов, однако полностью сохраняет ядра CUDA и IPC присущее картам RTX 20-серии. Основная аудитория этого продукта огромная масса геймеров участвующих в онлайн-многопользовательских e-Sports баталиях и пользователям, которым нужна видеокарта способная демонстрировать в Full HD как высокие настройки графики, так и приличную частоту кадров.

Отключив 2 из 24 потоковых мультипроцессоров на кристалле «TU116» у NVIDIA, получился GTX 1660, количество ядер CUDA у которого составило 1.408 и 88 TMU, чем у GTX 1060 6 ГБ на основе «Pascal». С 48 ROP и 192-битной шиной памяти GDDR5 с объёмом 6 ГБ, подсистема рендеринга и VRAM практически переносится. NVIDIA снова не предложила свой референсный вариант в лице Founders Edition, полностью положившись на своих партнёров.

Что же касается нашего сегодняшнего героя — ZOTAC GAMING GeForce GTX 1660, то данная модель поставляется с 2-слотовым кулером, без заводского разгона графического процессора и памяти, бэкплейт тоже не обнаружен, но по рекомендованной NVIDIA розничной цене. Главный вопрос: GTX 1660 или RX 590, кто кого. Понято, что в некоторых игровых сценариях верх одержит карта AMD, а в других NVIDIA, тем и интересней будет, в конечном счете, подводить итоги

Другие карты на базе GeForce GTX 1660:

Спецификации

Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1050 140 $ 640 32 1354 МГц 1455 МГц 1752 МГц GP107 3300M 2 ГБ, GDDR5, 128 бит
GTX 1050 Ti 170 $ 768 32 1290 МГц 1392 МГц 1752 МГц GP107 3300M 4 ГБ, GDDR5, 128 бит
RX 570 150 $ 2048 32 1168 МГц 1244 МГц 1750 МГц Ellesmere 5700M 4 ГБ, GDDR5, 256 бит
RX 580 185 $ 2304 32 1257 МГц 1340 МГц 2000 МГц Ellesmere 5700M 8 ГБ, GDDR5, 256 бит
GTX 1060 3 ГБ 185 $ 1152 48 1506 МГц 1708 МГц 2002 МГц GP106 4400M 3 ГБ, GDDR5, 192 бит
GTX 1060 200 $ 1280 48 1506 МГц 1708 МГц 2002 МГц GP106 4400M 6 ГБ, GDDR5, 192 бит
RX 590 260 $ 2304 32 1469 МГц 1545 МГц 2000 МГц Polaris 30 5700M 8 ГБ, GDDR5, 256 бит
GTX 1660 220 $ 1408 48 1530 МГц 1785 МГц 2000 МГц TU116 6600M 6 ГБ, GDDR5, 192 бит
Zotac GTX 1660 220 $ 1408 48 1530 МГц 1785 МГц 2000 МГц TU116 6600M 6 ГБ, GDDR5, 192 бит
GTX 1070 310 $ 1920 64 1506 МГц 1683 МГц 2002 МГц GP104 7200M 8 ГБ, GDDR5, 256 бит
RX Vega 56 370 $ 3584 64 1156 МГц 1471 МГц 800 МГц Vega 10 12500M 8 ГБ, HBM2, 2048 бит
GTX 1660 Ti 280 $ 1536 48 1500 МГц 1770 МГц 1500 МГц TU116 6600M 6 ГБ, GDDR6, 192 бит
GTX 1070 Ti 450 $ 2432 64 1607 МГц 1683 МГц 2002 МГц GP104 7200M 8 ГБ, GDDR5, 256 бит
RTX 2060 FE 350 $ 1920 48 1365 МГц 1680 МГц 1750 МГц TU106 10800M 6 ГБ, GDDR6, 192 бит
Меню ↑

Архитектура


GeForce GTX 1660 основан на том же 12-нм кристалле TU116, что и GTX 1660 Ti, запущенный в прошлом месяце. Для создания GTX 1660 NVIDIA отключила два из 24 потоковых мультипроцессоров (SM) и установив сопряжение графического процессора с памятью GDDR5 8 Гбит/с вместо GDDR6 12 Гбит/с. Ширина шины VRAM остается неизменной на 192-битной ширине, но переход на GDDR5 сразу уменьшил полосу пропускания на треть (192 ГБ/с против 288 ГБ/с). Тактовые частоты GPU незначительно увеличены, то есть не сильно отличаются от базовых 1530 МГц и 1785 МГц Boost, по сравнению с 1500/1770 МГц у GTX 1660 Ti.

NVIDIA значительно переработала Graphics Processing Clusters (GPC) кристалла, чтобы физически убрать RT и тензорные ядра. Иерархия чипа аналогична GPU «Turing». GigaThread Engine и кэш-память второго уровня занимают центральное место графического процессора, который связывает три GPC с хостом PCI-Express 3.0 x16 и 192-битным интерфейсом памяти GDDR6. Каждый GPC имеет четыре неделимых TPC (Texture Processing Cluster), которые совместно используют механизм Polymorph Engine между двумя потоковыми мультипроцессорами (SM). Каждый Turing SM упаковывает 64 ядра CUDA, и, следовательно, мы получаем 128 ядер CUDA на TPC, 512 на GPC и 1536 на кристалл. На GTX 1660 активировано 22 из 24 SM (или 11 из 12 TPC), что даёт 1408 ядер CUDA. Это все еще больше, чем 1280 из GTX 1060 6 ГБ, и нужно также учитывать увеличение IPC архитектуры «Тьюринга».

Большая часть инноваций NVIDIA CUDA для Turing сконцентрирована на улучшении возможностей параллельного выполнения архитектуры. Это не то же самое, что асинхронное вычисление, но эти две концепции не слишком далеки друг от друга. Ядра Turing CUDA предназначены для параллельного выполнения целочисленных команд и команд с плавающей запятой за такт, в то время как более старые архитектуры, такие как Pascal, могут обрабатывать только один тип выполнения за такт. Асинхронные вычисления — это больше макро-концепция, способность GPU, обрабатывать различные графические и вычислительные рабочие нагрузки в тандеме.

Амортизация ядер CUDA — это улучшенная кэш-подсистема L1. Кэши L1 увеличены в три раза, а нагрузка/пропускная способность хранилища увеличены в четыре раза. Кэши можно настраивать «на лету» как два раздела по 32 КБ на SM или единый блок на 64 КБ на TPC. NVIDIA также заменила тензорные ядра выделенными ядрами FP16 на SM для выполнения операций FP16. Это физически отдельные компоненты для 64 ядер FP32 и 64 ядер INT32 на SM, которые выполняют FP16 с удвоенной скоростью ядрами FP32. На RTX 2060, например, нет выделенных ядер FP16 на SM, а тензорные ядра сконфигурированы для обработки операций FP16 с огромной скоростью.

NVIDIA развернула на GTX 1660 старое поколение памяти GDDR5, с тактовой частотой 8 Гбит/с по сравнению с 12 Гбит/с GDDR6 на GTX 1660 Ti. Это значительное снижение пропускной способности памяти на 33% по сравнению с GTX 1660 Ti и точно такое же, как на GTX 1060 6 ГБ. Объем памяти остается неизменным на уровне 6 ГБ.

Меню ↑

Особенности

Теперь поговорим об особенностях. GTX 1660 не предлагает трассировку лучей в реальном времени, потому что в нём отсутствуют RT-ядра, он также не дарует DLSS из-за отсутствия тензорных ядер. То, что вы получите, Variable Rate Shading. Функция также называется шейдинг с переменным количеством сэмплов, представленная в Turing, перенесена в GTX 1660. Доступны как его ключевые алгоритмы, так и CAS (content-adaptive shading) с MAS (motion-adaptive shading). CAS воспринимает цвет или пространственную согласованность в сценах, чтобы свести к минимуму повторяющееся затенение деталей в погоне за увеличением деталей, где это имеет значение. MAS воспринимает высокое движение в сцене (например: гоночные симуляторы) и минимизирует затенение деталей в пользу производительности.

Меню ↑

Упаковка и содержимое


Комплект поставки:

  • Видеокарта
  • Документация

Меню ↑

Карта

У Zotac получилась очень компактная карта, размеры которой составляют 173.4 x 111.15 x 35.3 мм / 6.83 x 4.38 x 1.39". Система охлаждения с чёрным пластиковым кожухом Dual Fan предлагает как видно из названия два вентилятора. Задняя панель отсутствует, она найдётся только в заряженной модели с пометкой AMP; у компании пока две карты на базе GTX 1660.

Для установки девайса потребуется два слота.

Варианты подключения:

  • x3 DisplayPort 1.4a
  • x1 HDMI 2.0b

При помощи микроархитектуры «Turing», NVIDIA также обновила дисплейный движок, теперь, поддерживающий DisplayPort 1.4a с Display Stream Compression (DSC) от VESA. Такое сочетание, позволяет поддерживать 8K@30Hz с использованием одного кабеля или 8K@60Hz при включении DSC. Для контекста DisplayPort 1.4a является последней версией стандарта, изданного в апреле 2018.

На CES 2019 NVIDIA официально заявила, что теперь все их видеокарты станут поддерживать VESA Adaptive Sync (он же FreeSync). Несмотря на то, что только небольшое количество мониторов FreeSync было полностью протестировано с помощью G-SYNC, пользователи могут включить эту функцию в панели управления NVIDIA, независимо от того, сертифицирован монитор или нет.

Карта предлагает один дополнительный 8-pin коннектор питания, который в сумме предлагает 225 Вт входной мощности.

Карты GeForce GTX 1660 не поддерживают SLI.

Меню ↑

Разборка

Радиатор пронизывают три 6-мм тепловых трубки, которые получают тепло от медного основания, контактирующего непосредственно с графическим процессором. Нашлось место и для накладок, помогающих остудить чипы памяти и схему VRM.

Меню ↑

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и пользователей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.

Меню ↑

Анализ печатной платы

VRM графического процессора имеет 4-фазную схему и управляется контроллером UPI uP9512S.

VRM памяти 2-фазная и находится под управлением контроллера UPI uP1666Q.

Микросхемы памяти GDDR5 производятся компанией Micron и несут номер модели D9VVR, декодируемый как MT51J256M32HF-80:B; работают на частоте 2000 МГц (8 Gbps — GDDR5-эффективный).

GPU TU116 является первым чипом компании NVIDIA на архитектуре «Turing», не включающим ядра тензора и ускорение трассировки лучей. Чип изготовлен по 12-нм процессу в TSMC, Тайвань, и имеет 6.6 млрд транзисторов. С площадью кристалла 284 мм².

В отличие от предыдущих графических процессоров «Turing», которые подразделялись на микросхемы «без-OC» и микросхемы для заводского разгона путем добавления обозначения «A», все чипы TU116 для GTX 1660 Ti имеют обозначение TU116-400 (без A) и могут быть использованы для карт OC.

Меню ↑

Тестовая конфигурация


Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2019.1
Процессор Intel Core i7-8700K @ 4.8 GHz
(Coffee Lake, Кэш 12 МБ)
Материнская плата ASUS Maximus X Hero
Intel Z370
ОЗУ G.SKILL 16 GB Trident-Z DDR4
@ 3867 MHz 18-19-19-39
Накопитель 2x 960 GB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Кулер Cryorig R1 Universal 2x 140 мм вентилятора
Операционная система Windows 10 64-bit October 2018 Update
Драйвера GTX 1660: 419.35 Press Driver
GTX 1660 Ti: 418.91 Press Driver
Radeon VII: Radeon 19.2.2 Beta
Все остальные NVIDIA: 417.71 WHQL
Все остальные AMD: Radeon 19.1.1 Beta
Дисплей Acer CB240HYKbmjdpr 24" 3840×2160

Оставить комментарий