Zotac Gaming GeForce RTX 3090 Trinity (ZT-A30900D-10P) — производительнейшая карта кампани на основе архитектуры Ampere. Карта сочетает в себе лучший графический процессор NVIDIA RTX 3090 с 24 ГБ памяти GDDR6X, новейшее решение для охлаждения IceStorm 2.0 и подсветку Spectra 2 ARGB. Комания также предлагает лучшую в отрасли 5-летнюю гарантию при условии регистрации продукта. В отличие от NVIDIA RTX 3090 Founders Edition с проточным кулером, ZOTAC применяет более традиционный подход с охладителем IceStorm 2.0. Все три вентилятора находятся с той стороны, где и ожидается. Кулер длиннее печатной платы, поэтому часть воздушного потока от третьей вертушки проходит через заднюю панель.

NVIDIA применила нетрадиционный подход к сегменту энтузиастов, представив семейство Ampere GeForce RTX 30-й серии. RTX 3080 за $700, запущенный на прошлой неделе, был назван NVIDIA «флагманом» и был широко продемонстрирован, опережая не только своего предшественника, RTX 2080, на высокие двузначные проценты, но и флагмана предыдущего поколения RTX 2080 Ti с изрядной наценкой, но при этом дешевле минимум на $500. А вот новый RTX 3090, с другой стороны, запускается как продукт «halo segment» и во многом сравнивался с основанным на Turing TITAN RTX, стартовавший по цене $2500.

ZOTAC GAMING GeForce RTX 3090 Trinity

Что также необычно в серии GeForce Ampere, так это использование NVIDIA общего кристалла для RTX 3080 и RTX 3090 — 8-нм GPU GA102. В предыдущем поколении RTX 2080 и его обновленная версия RTX 2080 Super были основаны на меньшем кристалле TU104, а RTX 2080 Ti и TITAN RTX были построены с использованием крупнейшего кристалла TU102. Между RTX 3080 и RTX 3090 NVIDIA оставила себе достаточно места для сегментации продуктов в будущем.

RTX 3080 уже поддерживает игры в разрешении 4K UHD с трассировкой лучей, поэтому RTX 3090 занимает интересную позицию на рынке при начальной цене в $1499, что примерно на 50% выше стартовой цены RTX 2080 Ti, но ровно на 50% ниже, чем у модели TITAN RTX. Помимо поддержки всех потоковых мультипроцессоров на GA102, кроме двух, RTX 3090 имеет полный 384-битный интерфейс памяти — на этот раз не 352-битный. NVIDIA пошла ещё дальше, оснастив RTX 3090 ошеломляющими 24 ГБ памяти GDDR6X с тактовой частотой 19.5 Гбит/с — поразительной пропускной способностью 940 ГБ/с.

Сравнение с TITAN RTX начинает объяснять основное применение RTX 3090 для потребителей, поскольку девайс предлагает максимально возможную производительность от поколения Ampere, с игровым процессом 4K UHD с высокой частотой обновления, чем может обрабатывать RTX 3080, 8K-гейминг с использованием DLSS 8K и «производительность разработчика TITAN-класса», что, вероятно, подчеркивает решение NVIDIA предоставить ему 24 ГБ памяти.

Итак, NVIDIA выделила RTX 3090 из того же кристалла GA102, на котором основан RTX 3080, отключив только 1 из 42 TPC, присутствующих на кристалле. Имея 41 TPC (82 SM), RTX 3090 получил потрясающие 10 496 CUDA ядер, 328 тензерных ядер, 82 RT-ядра, 328 TMU и 112 ROP. Частота GPU Boost достигает 1695 МГц. Для создания GA102 NVIDIA использовала новый 8-нм узел изготовления кристалла 8FFN от Samsung. Ampere представляет 2-е поколение новаторской архитектуры RTX от NVIDIA, привносящей трассировку лучей в реальном времени в потребительский сегмент, комбинируя обычную растровую 3D-графику с элементами трассировки лучей в реальном времени, такими как освещение, тени, отражения, окклюзия окружающей среды и глобальное освещение. Второе поколение также предлагает размытие движения с трассировкой лучей. Дополнительные сведения об архитектуре смотрите в статье об архитектуре NVIDIA Ampere.

В отличие от TITAN RTX, поставляемый после запуска только с референсным дизайном в версии Founders Edition, RTX 3090 предоставили партнёрами, которые могут свободно реализовывать свои новейшие разработки плат премиум-класса с помощью этого чипа. Как упоминалось ранее, Zotac Gaming RTX 3090 Trinity в этом обзоре поставляется с кулером IceStorm 2, имеющий длинную секцию пары алюминиевых радиаторов с ребрами, удерживаемых вместе медными тепловыми трубками и проветриваемых тремя вентиляторами, каждый из которых вращается с независимой скоростью. Карта придерживается референсной Boost-частоты графического процессора 1695 МГц, а её память работает на уровне 19.5 Гбит/с (GDDR6X-эффективная). В этом обзоре карта пройдёт по исчерпывающему списку игровых тестов и сравнится с обширным набором high-end видеокарт, чтобы прояснить, стоит ли начать экономить на одной из них.

Меню ↑

Спецификации

Анализ сегмента рынка
  Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1080 Ti $650 3584 88 1481 МГц 1582 МГц 1376 МГц GP102 12200M 11 ГБ, GDDR5X, 352 бит
RX 5700 XT $370 2560 64 1605 МГц 1755 МГц 1750 МГц Navi 10 10300M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 $340 2304 64 1410 МГц 1620 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 Super $450 2560 64 1605 МГц 1770 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
Radeon VII $680 3840 64 1802 МГц без 1000 МГц Vega 20 13230M 16 ГБ, HBM2, 4096 бит
RTX 2080 $600 2944 64 1515 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Super $690 3072 64 1650 МГц 1815 МГц 1940 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Ti $1000 4352 64 1350 МГц 1545 МГц 1750 МГц TU104 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит
RTX 3070 $500 5888 64 1500 МГц 1725 МГц 1750 МГц GA104 17400M 8 ГБ, GDDR6, 256-бит
RTX 3080 $700 8704 96 1440 МГц 1710 МГц 1188 МГц GA102 28000M 10 ГБ, GDDR6X, 320-бит
RTX 3090 $1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит
Zotac RTX
3090 Trinity
$1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит

Меню ↑

Упаковка и содержимое

Меню ↑

Карта

ZOTAC GeForce RTX 3090 Trinity выглядит идентично RTX 3080 Trinity, обзор (см. тут) которой состоялся совсем недавно. Карта получила традиционную конструкцию с 3-слотовым кулером и трио 90-мм вентиляторов, нагнетающих воздух на пару алюминиевых радиаторов, насаженных на медные тепловые трубки, и отводящих тепло от GPU через пластину паровой камеры.

Размеры:

  • 317.8мм x 120.7мм x 58мм / 12.5" x 4.75" x 2.28"

Для установки требуется три слота в вашей системе.

Выходы:

  • 3x DisplayPort (v1.4)
  • 1x HDMI (2.0b)

Выходы DisplayPort 1.4a поддерживают Display Stream Compression (DSC) 1.2a, что позволяет подключать 4K дисплеи с частотой 120 Гц, а 8K с частотой 60 Гц. Ampere может управлять двумя дисплеями 8K с частотой 60 Гц всего по одному кабелю на дисплей.

Ampere — первый GPU, поддерживающий HDMI 2.1, увеличивающий пропускную способность до 48 Гбит/с для поддержки более высоких разрешений, таких как 4K@144 и 8K@30, с помощью одного кабеля. С DSC это до 4K@240 и 8K@120 соотвественно.

Новый видеодвижок NVIDIA NVENC/NVDEC оптимизирован для обработки видео-задач с минимальной загрузкой ЦП. Изюминкой здесь является добавленная поддержка декодирования AV1. Как и в случае с Turing, также можно декодировать MPEG-2, VC1, VP8, VP9, H.264 и H.265 изначально, с разрешением до 8K@12-бит. Энкодер идентичен Turing, он поддерживает H.264, H.265 и без потерь до 8K@10 бит.

Карта имеет два 8-контактных разъёма питания PCIe. Эта установка рассчитана на 375 Вт.

GeForce RTX 3090 поддерживает SLI и имеет интерфейс моста NVLink нового поколения, что означает, использовать мост NVLink с карт Turing не получится. Имейте в виду, что с Ampere NVIDIA не поддерживает SLI в неявном мульти-GPU (SLI, как вы его знаете), только явный мульти-GPU, сработанный и поддерживаемый разработчиками игр. Поскольку поддержка игр с несколькими GPU практически отсутствует, это означает, что SLI мёртв. Возможно, приложения для творческого и трёхмерного моделирования, поддерживающих явный мульти-GPU, могут выиграть от SLI.

Меню ↑

Разборка девайса

Разобрать ZOTAC GeForce RTX 3090 Trinity довольно просто. В кулере используется семь тепловых трубок и три 90-мм вентилятора.

После снятия основного радиатора становится видимым металлический каркас, обеспечивающий жёсткость карты, а также помогающий охладить схему VRM.

Задняя панель защищает карту от повреждений во время установки и использования. Пробитые ближе к концу отверстия пропускают воздух от третьего вентилятора. Поскольку RTX 3090 имеет чипы памяти с обеих сторон печатной платы, задняя панель играет важную роль в охлаждении.

Меню ↑

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и людей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.


Меню ↑

Анализ печатной платы

Пара мульти-фазных контроллеров uPI uP9511R питает 13-фазный VRM графического процессора.

ZOTAC использует компоненты DrMOS во всей VRM.

Трехфазный VRM памяти управляется третьим контроллером uP9511R.

Чипы памяти GDDR6X производятся компанией Micron и имеют номер модели D8BGW, который декодируется как MT61K256M32JE-19:T. Они предназначены для работы на частоте 1218 МГц (эффективная частота GDDR6X — 19.5 Гбит/с).

GDDR6X снова удваивает скорость передачи данных по сравнению с GDDR6. Новый тип больше не передает один бит информации, устанавливая напряжение на «включено» или «выключено», а вместо этого отправляет два бита информации одновременно, используя четыре разных уровня напряжения.

Графический процессор NVIDIA GA102 — второй чип компании с архитектурой Ampere, первый нацеленный на GeForce-геймеров. Он производится в Samsung по 8-нм техпроцессу, имеет 28 миллиардов транзисторов и размер кристалла 628 мм².

Меню ↑

Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2020.2
Процессор Intel Core i9-9900K @ 5.0 ГГц
(Coffee Lake, Кэш 16 МБ)
Материнская плата EVGA Z390 DARK
ОЗУ Thermaltake TOUGHRAM, 16 ГБ DDR4
@ 4000 МГц 19-23-23-42
Охлаждение Corsair iCue H100i RGB Pro XT
240 мм AIO
Накопитель Crucial MX500 2 TB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Корпус darkFlash DLX22
Операционная система Windows 10 Professional 64-bit
Version 2004 (May 2020 Update)
Драйвера AMD: Radeon 20.8.3 WHQL
NVIDIA: 452.06 WHQL
GeForce RTX 3080 & 3090: 456.38 WHQL

Результаты тестов в других обзорах сопоставимы только при использовании аналогичной конфигурации.


  • Все игры и карты тестируются с драйверами, перечисленными выше — никакие результаты производительности не перерабатываются между тестовыми системами. Используется только эта точная система с точно такой же конфигурацией.
  • Все игры тестируются с использованием одной и той же версии.
  • Все игры настроены на их самое высокое качество, если не указано иное.
  • AA и AF применяются через настройки в игре, а не через панель управления драйвера.
  • Перед началом измерений, карта нагревается для каждого теста, чтобы убедиться, что тестируется устойчивое состояние.
  • Это гарантирует, что карта не будет резко увеличиваться до нереально высоких частот всего за несколько секунд, пока она не нагреется.

Каждая игра тестируется в следующих разрешениях экрана:

  • 1920×1080: самое популярное разрешение монитора.
  • 2560×1440: промежуточное разрешение между Full HD и 4K, с разумными требованиями к производительности.
  • 3840×2160: разрешение 4K Ultra HD, доступное на современных высококачественных мониторах.