Zotac Gaming GeForce RTX 3090 Trinity

Zotac Gaming GeForce RTX 3090 Trinity (ZT-A30900D-10P) — производительнейшая карта кампани на основе архитектуры Ampere. Карта сочетает в себе лучший графический процессор NVIDIA RTX 3090 с 24 ГБ памяти GDDR6X, новейшее решение для охлаждения IceStorm 2.0 и подсветку Spectra 2 ARGB. Комания также предлагает лучшую в отрасли 5-летнюю гарантию при условии регистрации продукта. В отличие от NVIDIA RTX 3090 Founders Edition с проточным кулером, ZOTAC применяет более традиционный подход с охладителем IceStorm 2.0. Все три вентилятора находятся с той стороны, где и ожидается. Кулер длиннее печатной платы, поэтому часть воздушного потока от третьей вертушки проходит через заднюю панель.

NVIDIA применила нетрадиционный подход к сегменту энтузиастов, представив семейство Ampere GeForce RTX 30-й серии. RTX 3080 за $700, запущенный на прошлой неделе, был назван NVIDIA «флагманом» и был широко продемонстрирован, опережая не только своего предшественника, RTX 2080, на высокие двузначные проценты, но и флагмана предыдущего поколения RTX 2080 Ti с изрядной наценкой, но при этом дешевле минимум на $500. А вот новый RTX 3090, с другой стороны, запускается как продукт «halo segment» и во многом сравнивался с основанным на Turing TITAN RTX, стартовавший по цене $2500.

ZOTAC GAMING GeForce RTX 3090 Trinity

Что также необычно в серии GeForce Ampere, так это использование NVIDIA общего кристалла для RTX 3080 и RTX 3090 — 8-нм GPU GA102. В предыдущем поколении RTX 2080 и его обновленная версия RTX 2080 Super были основаны на меньшем кристалле TU104, а RTX 2080 Ti и TITAN RTX были построены с использованием крупнейшего кристалла TU102. Между RTX 3080 и RTX 3090 NVIDIA оставила себе достаточно места для сегментации продуктов в будущем.

RTX 3080 уже поддерживает игры в разрешении 4K UHD с трассировкой лучей, поэтому RTX 3090 занимает интересную позицию на рынке при начальной цене в $1499, что примерно на 50% выше стартовой цены RTX 2080 Ti, но ровно на 50% ниже, чем у модели TITAN RTX. Помимо поддержки всех потоковых мультипроцессоров на GA102, кроме двух, RTX 3090 имеет полный 384-битный интерфейс памяти — на этот раз не 352-битный. NVIDIA пошла ещё дальше, оснастив RTX 3090 ошеломляющими 24 ГБ памяти GDDR6X с тактовой частотой 19.5 Гбит/с — поразительной пропускной способностью 940 ГБ/с.

Сравнение с TITAN RTX начинает объяснять основное применение RTX 3090 для потребителей, поскольку девайс предлагает максимально возможную производительность от поколения Ampere, с игровым процессом 4K UHD с высокой частотой обновления, чем может обрабатывать RTX 3080, 8K-гейминг с использованием DLSS 8K и «производительность разработчика TITAN-класса», что, вероятно, подчеркивает решение NVIDIA предоставить ему 24 ГБ памяти.

Итак, NVIDIA выделила RTX 3090 из того же кристалла GA102, на котором основан RTX 3080, отключив только 1 из 42 TPC, присутствующих на кристалле. Имея 41 TPC (82 SM), RTX 3090 получил потрясающие 10 496 CUDA ядер, 328 тензерных ядер, 82 RT-ядра, 328 TMU и 112 ROP. Частота GPU Boost достигает 1695 МГц. Для создания GA102 NVIDIA использовала новый 8-нм узел изготовления кристалла 8FFN от Samsung. Ampere представляет 2-е поколение новаторской архитектуры RTX от NVIDIA, привносящей трассировку лучей в реальном времени в потребительский сегмент, комбинируя обычную растровую 3D-графику с элементами трассировки лучей в реальном времени, такими как освещение, тени, отражения, окклюзия окружающей среды и глобальное освещение. Второе поколение также предлагает размытие движения с трассировкой лучей. Дополнительные сведения об архитектуре смотрите в статье об архитектуре NVIDIA Ampere.

В отличие от TITAN RTX, поставляемый после запуска только с референсным дизайном в версии Founders Edition, RTX 3090 предоставили партнёрами, которые могут свободно реализовывать свои новейшие разработки плат премиум-класса с помощью этого чипа. Как упоминалось ранее, Zotac Gaming RTX 3090 Trinity в этом обзоре поставляется с кулером IceStorm 2, имеющий длинную секцию пары алюминиевых радиаторов с ребрами, удерживаемых вместе медными тепловыми трубками и проветриваемых тремя вентиляторами, каждый из которых вращается с независимой скоростью. Карта придерживается референсной Boost-частоты графического процессора 1695 МГц, а её память работает на уровне 19.5 Гбит/с (GDDR6X-эффективная). В этом обзоре карта пройдёт по исчерпывающему списку игровых тестов и сравнится с обширным набором high-end видеокарт, чтобы прояснить, стоит ли начать экономить на одной из них.

Спецификации

Анализ сегмента рынка
  Цена Шейдеры Блоки Частота ядра Ускорение Частота памяти GPU Транзисторы Память
GTX 1080 Ti $650 3584 88 1481 МГц 1582 МГц 1376 МГц GP102 12200M 11 ГБ, GDDR5X, 352 бит
RX 5700 XT $370 2560 64 1605 МГц 1755 МГц 1750 МГц Navi 10 10300M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 $340 2304 64 1410 МГц 1620 МГц 1750 МГц TU106 10800M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2070 Super $450 2560 64 1605 МГц 1770 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
Radeon VII $680 3840 64 1802 МГц без 1000 МГц Vega 20 13230M 16 ГБ, HBM2, 4096 бит
RTX 2080 $600 2944 64 1515 МГц 1710 МГц 1750 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Super $690 3072 64 1650 МГц 1815 МГц 1940 МГц TU104 13600M 8 ГБ, GDDR6, 256 бит
RTX 2080 Ti $1000 4352 64 1350 МГц 1545 МГц 1750 МГц TU104 18600M 11 ГБ, GDDR6, 352 бит
RTX 3070 $500 5888 64 1500 МГц 1725 МГц 1750 МГц GA104 17400M 8 ГБ, GDDR6, 256-бит
RTX 3080 $700 8704 96 1440 МГц 1710 МГц 1188 МГц GA102 28000M 10 ГБ, GDDR6X, 320-бит
RTX 3090 $1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит
Zotac RTX
3090 Trinity
$1500 10496 112 1395 МГц 1695 МГц 1219 МГц GA102 28000M 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит

Упаковка и содержимое

Карта

ZOTAC GeForce RTX 3090 Trinity выглядит идентично RTX 3080 Trinity, обзор (см. тут) которой состоялся совсем недавно. Карта получила традиционную конструкцию с 3-слотовым кулером и трио 90-мм вентиляторов, нагнетающих воздух на пару алюминиевых радиаторов, насаженных на медные тепловые трубки, и отводящих тепло от GPU через пластину паровой камеры.

Размеры:

  • 317.8мм x 120.7мм x 58мм / 12.5″ x 4.75″ x 2.28″

Для установки требуется три слота в вашей системе.

Выходы:

  • 3x DisplayPort (v1.4)
  • 1x HDMI (2.0b)

Выходы DisplayPort 1.4a поддерживают Display Stream Compression (DSC) 1.2a, что позволяет подключать 4K дисплеи с частотой 120 Гц, а 8K с частотой 60 Гц. Ampere может управлять двумя дисплеями 8K с частотой 60 Гц всего по одному кабелю на дисплей.

Ampere — первый GPU, поддерживающий HDMI 2.1, увеличивающий пропускную способность до 48 Гбит/с для поддержки более высоких разрешений, таких как 4K@144 и 8K@30, с помощью одного кабеля. С DSC это до 4K@240 и 8K@120 соотвественно.

Новый видеодвижок NVIDIA NVENC/NVDEC оптимизирован для обработки видео-задач с минимальной загрузкой ЦП. Изюминкой здесь является добавленная поддержка декодирования AV1. Как и в случае с Turing, также можно декодировать MPEG-2, VC1, VP8, VP9, H.264 и H.265 изначально, с разрешением до 8K@12-бит. Энкодер идентичен Turing, он поддерживает H.264, H.265 и без потерь до 8K@10 бит.

Карта имеет два 8-контактных разъёма питания PCIe. Эта установка рассчитана на 375 Вт.

GeForce RTX 3090 поддерживает SLI и имеет интерфейс моста NVLink нового поколения, что означает, использовать мост NVLink с карт Turing не получится. Имейте в виду, что с Ampere NVIDIA не поддерживает SLI в неявном мульти-GPU (SLI, как вы его знаете), только явный мульти-GPU, сработанный и поддерживаемый разработчиками игр. Поскольку поддержка игр с несколькими GPU практически отсутствует, это означает, что SLI мёртв. Возможно, приложения для творческого и трёхмерного моделирования, поддерживающих явный мульти-GPU, могут выиграть от SLI.

Разборка девайса

Разобрать ZOTAC GeForce RTX 3090 Trinity довольно просто. В кулере используется семь тепловых трубок и три 90-мм вентилятора.

После снятия основного радиатора становится видимым металлический каркас, обеспечивающий жёсткость карты, а также помогающий охладить схему VRM.

Задняя панель защищает карту от повреждений во время установки и использования. Пробитые ближе к концу отверстия пропускают воздух от третьего вентилятора. Поскольку RTX 3090 имеет чипы памяти с обеих сторон печатной платы, задняя панель играет важную роль в охлаждении.

Изображения PCB

Эти фотографии предназначены для вольтмоддеров и людей, желающих увидеть более тонкие детали на печатной плате.


Анализ печатной платы

Пара мульти-фазных контроллеров uPI uP9511R питает 13-фазный VRM графического процессора.

ZOTAC использует компоненты DrMOS во всей VRM.

Трехфазный VRM памяти управляется третьим контроллером uP9511R.

Чипы памяти GDDR6X производятся компанией Micron и имеют номер модели D8BGX, который декодируется как MT61K256M32JE-21. Они работают на частоте 1313 МГц (эффективная частота GDDR6X — 21 Гбит/с).

GDDR6X снова удваивает скорость передачи данных по сравнению с GDDR6. Новый тип больше не передает один бит информации, устанавливая напряжение на «включено» или «выключено», а вместо этого отправляет два бита информации одновременно, используя четыре разных уровня напряжения.

Графический процессор NVIDIA GA102 — второй чип компании с архитектурой Ampere, первый нацеленный на GeForce-геймеров. Он производится в Samsung по 8-нм техпроцессу, имеет 28 миллиардов транзисторов и размер кристалла 628 мм².

Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация — VGA Rev. 2020.2
Процессор Intel Core i9-9900K @ 5.0 ГГц
(Coffee Lake, Кэш 16 МБ)
Материнская плата EVGA Z390 DARK
ОЗУ Thermaltake TOUGHRAM, 16 ГБ DDR4
@ 4000 МГц 19-23-23-42
Охлаждение Corsair iCue H100i RGB Pro XT
240 мм AIO
Накопитель Crucial MX500 2 TB SSD
Питание: Seasonic Prime Ultra Titanium 850 W
Корпус darkFlash DLX22
Операционная система Windows 10 Professional 64-bit
Version 2004 (May 2020 Update)
Драйвера AMD: Radeon 20.8.3 WHQL
NVIDIA: 452.06 WHQL
GeForce RTX 3080 & 3090: 456.38 WHQL

Результаты тестов в других обзорах сопоставимы только при использовании аналогичной конфигурации.


  • Все игры и карты тестируются с драйверами, перечисленными выше — никакие результаты производительности не перерабатываются между тестовыми системами. Используется только эта точная система с точно такой же конфигурацией.
  • Все игры тестируются с использованием одной и той же версии.
  • Все игры настроены на их самое высокое качество, если не указано иное.
  • AA и AF применяются через настройки в игре, а не через панель управления драйвера.
  • Перед началом измерений, карта нагревается для каждого теста, чтобы убедиться, что тестируется устойчивое состояние.
  • Это гарантирует, что карта не будет резко увеличиваться до нереально высоких частот всего за несколько секунд, пока она не нагреется.

Каждая игра тестируется в следующих разрешениях экрана:

  • 1920×1080: самое популярное разрешение монитора.
  • 2560×1440: промежуточное разрешение между Full HD и 4K, с разумными требованиями к производительности.
  • 3840х2160: разрешение 4K Ultra HD, доступное на современных высококачественных мониторах.

Игровые тесты (часть 1)

Первый набор игровых тестов.

Anno 1800

Anno 1800
Релиз: 2019 — API: совместимая с DirectX 12 — Движок: Anno Engine

Градостроительная RTS-франшиза Ubisoft Anno посетила различные места, древние и средневековые века и даже дважды заглянула в будущее. И наконец-то распаковывает увлекательный период промышленной революции, начинающейся с начала 19-ого столетия. Геймплей сохраняет городское строительство и бои в океане, а также добавляются такие аспекты, как планирование, влияние промышленного загрязнения и туризм. Основанная на движке собственной разработки, игра использует преимущества DirectX 12 и может быть очень обременительной для системы геймера с высокой детализацией, особенно при более высоких разрешениях.

anno-1800_1920-1080
anno-1800_2560-1440
anno-1800_3840-2160

Assassin’s Creed Odyssey

assassins-creed-odyssey
assassins-creed-origins_1920-1080
assassins-creed-origins_2560-1440
assassins-creed-origins_3840-2160

Battlefield V

battlefield v
battlefield-v_1920-1080
battlefield-v_2560-1440
battlefield-v_3840-2160

Borderlands 3

Borderlands 3
Borderlands 3 1920-1080
Borderlands 3 2560-1440
Borderlands 3 3840-2160

Civilization VI

Civilization VI
civilization-vi_1920-1080
civilization-vi_2560-1440
civilization-vi_3840-2160

Control

Control
control_1920-1080
control_2560-1440
control_3840-2160

Death Stranding

Death Stranding
Death Stranding_1920-1080
Death Stranding_2560-1440
Death Stranding_3840-2160

Detroit Become Human

Detroit Become Human
Detroit Become Human_1920-1080
Detroit Become Human_2560-1440
Detroit Become Human_3840-2160

Игровые тесты (часть 2)

Второй набор игровых тестов.

Devil May Cry 5

Devil May Cry 5
devil may cry 5_1920-1080
devil-may cry 5_2560-1440
devil may cry 5_3840-2160

Divinity Original Sin II

divinity original sin 2
Релиз: 2017 — API: DirectX 11 — Движок: Divinity Engine

Divinity Original Sin 2 от Larian Studios — это недавняя RPG-игра, основанная на изометрической проекции игрового мира, которая использовалась во многих классических ролевых играх, в первую очередь Baldur’s Gate. Игра была воспринята очень хорошо и, вероятно, лучший новый релиз для этого жанра на сегодняшнее время. Главный герой, чародей, застрявший в мире, где колдовство запрещено, что приводит к его поимке и возможному побегу, а также раскрытию правду о пустоте, угрожающей всей жизни.

Хотя графика не так требовательна, как у 3D-шутеров, она все ещё нагружает современное оборудование с поддержкой DirectX 11.
divinity original sin 2_1920-1080

divinity original sin 2_2560-1440
divinity original sin 2_3840-2160

DOOM Eternal

DOOM Eternal
DOOM Eternal 1920-1080
DOOM Eternal 2560-1440
DOOM Eternal 3840-2160

F1 2020

F1 2020
f1 2020 1920-1080
f1 2020 2560-1440
f1 2020 3840-2160

Far Cry 5

far cry 5
far cry 5_1920-1080
far cry 5_2560-1440
far cry 5-3840-2160

Gears 5

Gears 5
gears 5 1920-1080
gears 5 2560-1440
gears 5 3840-2160

Hitman 2

hitman 2
hitman 2_1920-1080
hitman 2_2560-1440
hitman 2_3840-2160

Metro Exodus

Metro Exodus
metro exodus_1920-1080
metro exodus_2560-1440
metro exodus_3840-2160

Игровые тесты (часть 3)

Третий набор игровых тестов.

Project Cars 3

Project Cars 3
Project Cars 3 1920-1080
Project Cars 3 2560-1440
Project Cars 3 3840-2160

Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2
Red Dead Redemption 2 1920-1080
Red Dead Redemption 2 2560-1440
Red Dead Redemption 2 3840-2160

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice
sekiro_1920-1080
sekiro_2560-1440
sekiro_3840-2160

Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider
rise-of-the-romb-raider_1920-1080
rise-of-the-romb-raider_2560-1440
rise-of-the-romb-raider_3840-2160

Star Wars: Jedi Fallen Order

Star Wars: Jedi Fallen Order
Star Wars: Jedi Fallen Order 1920-1080
Star Wars: Jedi Fallen Order 2560-1440
Star Wars: Jedi Fallen Order 3840-2160

Strange Brigade

strange brigade
strange-brigade_1920-1080
strange-brigade_2560-1440
strange-brigade-3840-2160

The Witcher 3: Wild Hunt

The Witcher 3: Wild Hunt
the-witcher-3_1920-1080
the-witcher-3_2560-1440
the-witcher-3_3840-2160

Средняя игровая частота кадров

Следующей серией диаграмм усредняем результаты FPS всех предложенных 22 играх, чтобы показать пользователям, какую производительность следует ожидать от данной карты с точки зрения кадров в секунду.

1920×1080 (Full HD)

average fps 1920x1080_2

2560×1440 (WQHD)


average fps 2560x1440_2

3840×2160 (4K Ultra HD)


average fps 3840x2160_2

Энергопотребление

Неигровое энергопотребление RTX 3090 больше по сравнению с RTX 3080, что удивительно, потому что оба основаны на одном чипе графического процессора.

В гейминге потребляемая мощность Zotac Trinity составляет около 350 Вт, что значительно выше, чем у RTX 3080, которая чуть-чуть перескакивала отметку 300 Вт. Хотя радиаторы и кулеры на 3090 массивные и обеспечивают правильное охлаждение, нужно также учитывать, что всё это тепло уходит в вашу комнату.

Максимальная мощность Furmark составляет 400 Вт, что немного выше номинальной потребляемой мощности карты 375 Вт.

Рекомендуемый блок питания (сайт производителя): 750 Вт

power idle

power multimon

power media playback

power gaming average

power gaming peak

power maximum

Тактовые частоты

Для проведения такого рода теста вначале карте дают некоторое время бездействовать для достижения теплового равновесия. Далее следует мгновенная 100% игровая нагрузка и записываются основные параметры, что даёт примерное представление о поведении карты, когда частота вращения её вентиляторов нарастает одновременно с увеличением температуры. Когда же температура достигнет стабильной точки, то есть её увеличение не происходит в течение 2-х минут, нагрузка прекращается и записывается данные в процессе остывания.

Вольт-частотный анализ

На графике ниже записаны все комбинации GPU-частоты и GPU-напряжения в разрешении 1920×1080. Построенные точки, позволяют скомпоновать их, чтобы указать более часто используемые значения. Маркеры светлого цвета означают, что комбинация частота/напряжения используется редко, а более тёмные точки, чаще.

Частотный профиль

Современные видеокарты имеют несколько профилей частот, которые выбираются для требований баланса к энергопотреблению и производительности.

В следующей таблице перечислены параметры синхронизации для важных сценариев производительности и напряжения GPU, используемого в этих состояниях.

GPU частота Memory частота Clock GPU Voltage
Desktop 210 МГц 51 МГц 0.737 В
Multi-Monitor 210 МГц 51 МГц 0.737 В
Media Playback 210 МГц 51 МГц 0.737 В
3D Load 1515-2010 МГц 1188 МГц 0.712-1.081 В

Лимит мощности

Все графические карты NVIDIA получили лимит мощности, определенный в BIOS, ограничивающий энергопотребление, путём соответствующей настройки Boost-частоты. Существует и второй лимит, который определяет максимальный предел настройки TDP для пользовательского разгона, т. е. как далеко сможет пойти ползунок питания. На второй диаграмме значение (+xx%) показывает процентное увеличение от предела мощности тестируемой карты по умолчанию до самого высокого доступного значения ручной настройки-диапазона регулировки ползунка.

power limit
tdp adjustment limit

Эти диаграммы будут обновляться после того, как появятся обзоры проектов RTX 3080 от партнеров NVIDIA.

Температуры

temperatures
Температуры & Шум (сравнение)
  Простой Гейминг
  GPU Noise GPU Noise RPM
ASUS RTX 3090 STRIX OC 43°C Fan Stop 68°C 42 дБ(А) 2175 об/мин
ASUS RTX 3090 STRIX OC (Quiet BIOS) 45°C Fan Stop 75°C 34 дБ(А) 1615 об/мин
Gigabyte RTX 3090 Eagle OC 51°C Fan Stop 71°C 36 дБ(А) 1809 об/мин
MSI RTX 3090 Gaming X Trio 55°C Fan Stop 76°C 33 дБ(А) 1543 об/мин
MSI RTX 3090 Gaming X Trio (Low Temp BIOS) 43°C Fan Stop 67°C 37 дБ(А) 2016 об/мин
ZOTAC RTX 3090 Trinity 55°C Fan Stop 76°C 37 дБ(А) 1700 об/мин

Уровень шума

fantest

Как и в версии Founders Edition, у Zotac Trinity есть функция остановки вентилятора.

Уровни игрового шума сравнимы с RTX 3080 Founders Edition, что довольно неплохо, учитывая производительность.

idle
load

Сводка производительности

relative-performance_1920-1080
relative-performance_2560-1440
relative-performance_3840-2160

Производительность/Вт

performance-per-watt_1920-1080
performance-per-watt_2560-1440
performance-per-watt_3840-2160

Производительность/$

performance-per-dollar_1920-1080
performance-per-dollar_2560-1440
performance-per-dollar_3840-2160

Производительность RTX и DLSS

metro-exodus-rtx-1920-1080
metro-exodus-rtx-2560-1440
metro-exodus-rtx-3840-2160
control-rtx-1920-1080
control-rtx-2560-1440
control-rtx-3840-2160

Анализ Frametime

На этой странице представлен более глубокий анализ, чем просто средний FPS, покаывающий, как частота кадров меняется с течением времени, что помогает выделить падение FPS. Минимальные значения FPS в 95-м и 99-м процентилях также представлены на этих диаграммах. Вторая диаграмма, гистограмма, показывает форму, и разброс данных по времени кадра — насколько плотно сгруппированы измерения.

Оверклокинг

gpuz-overclocking
Максимальный оверклокинг (сравнение)
  Max. GPU Clock Max. Memory Clock Performance
ASUS RTX 3090 STRIX OC 1960 МГц 1320 МГц 292.7 FPS
Gigabyte RTX 3090 Eagle OC 1851 МГц 1305 МГц 278.4 FPS
MSI RTX 3080 Gaming X Trio 2002 МГц 1296 МГц 256.4 FPS
Zotac RTX 3090 Trinity 1804 МГц 1333 МГц 270.2 FPS

Эффективность разгона

Используя полученные тактовые частоты, был проведен скоротечный тест Unigine Heaven для оценки выигрыша.

overclocked-performance

Актуальный, фактический выигрыш в 3D-производительности от ручного оверклокинга составил 2.7%!

Оценка и отзыв

цена

Zotac GeForce RTX 3090 Trinity должен продаваться по рекомендованной розничной цене NVIDIA в размере $1499.

плюсы
  • На 10% опережает RTX 3080
  • 4K-гейминг со скоростью 60 fps стал реальностью
  • Остановка вентилятора на холостом ходу
  • Фантастический потенциал разгона памяти
  • 24 ГБ VRAM
  • Регулируемая RGB-подсветка
  • Без повышения цены по сравнению с референсом
  • Аппаратное ускорение трассировки лучей 2-го поколения
  • Поддержка HDMI 2.1, декодирования AV1
  • Улучшенный DLSS
  • PCI-Express 4.0
  • Поддержка SLI
  • Новые функции GeForce: 8K, Reflex, Broadcast, G-SYNC 360 и RTX-IO
  • 8-нм производственный процесс
минусы
  • Очень высокая цена
  • Сдерживается лимитом мощности платы
  • Высокая тепловая мощность
  • Разгон усложняется из-за всё того же лимита мощности
  • Ручная регулировка лимита мощности не допускается
  • SLI безполезен без неявного мульти-GPU

Gaming GeForce RTX 3090 Trinity от Zotac продается по рекомендованной цене NVIDIA в размере $1499 — без увеличения стоимости, но и без фабричного разгона. При усреднении тестового набора в разрешении 4K, RTX 3090 Trinity превосходит RTX 3080 на 10%, что не так много, как ожидалось. К слову, RTX 3080 имеет 8704 шейдера, а RTX 3090 — 10496, что на 20% больше, так, где же остальная производительность? Чтобы поддерживать мощность/тепло/шум на разумном уровне, лимит мощности был установлен лишь незначительно выше, чем на RTX 3080. RTX 3080 Founders Edition поставлялся с лимитом мощности платы 320 Вт, а Zotac RTX 3090 Trinity едва поднимает этот лимит до 350 Вт — вот ваши 10%. Похоже, становится окончательно ясно, что производительность Ampere в основном зависит от этого показателя, а не от частот или шейдеров.

Тем не менее, производительность RTX 3090 впечатляет; Trinity на 45% быстрее RTX 2080 Ti и на 72% быстрее RTX 2080 Super. AMD Radeon RX 5700 XT уступает более чем вдвое — прирост производительности по сравнению с 3090 составляет 217%! Возможно, с Big Navi AMD ожидает успех. С такими показателями производительности RTX 3090 определенно подходит для 4K-гейминга. Здесь многие современные тайтлы запустятся со скоростью более 90 кадров в секунду. Даже высочайшей детализацией в 4K почти все игры работают со скоростью более 60 fps — только Control немного ниже этого, но DLSS легко увеличит частоту кадров.

С RTX 3090 NVIDIA представляет «воспроизводимый 8K», опирающийся на несколько столпов. Чтобы подключить дисплей 8K, раньше приходилось использовать несколько кабелей. Теперь можно использовать всего один кабель HDMI 2.1. Известно, что в высоком разрешении использование видеопамяти заметно увеличивается, но RTX 3090 предлагает 24 ГБ, что более чем вдвое больше, чем у 10 ГБ RTX 3080. И наконец, что не менее важно, со стороны программного обеспечения был добавлена возможность для захвата 8K-гейминга с Shadow Play. Чтобы улучшить частоту кадров (вспомните, что 8K обрабатывается в 16 раз больше пикселей, чем Full HD), NVIDIA создала DLSS 8K, который рендерит игру с исходным разрешением 1440p и масштабирует вывод в 3 раза в каждом направлении с помощью машинного обучения. Все эти технологии пока ещё находятся в зачаточном состоянии — поддержка игр ограничена, а дисплеи дороги, рассмотрим эти моменты более подробно в будущем.

Дизайн Zotac Trinity уже засветился в обзоре RTX 3080. Он хорошо смотрится благодаря чистой цветовой гамме, в которой преобладает чёрная палитра с серебристыми бликами. RTX 3090 Trinity — по сути, та же карта, только с дополнительными чипами памяти, установленными на задней стороне печатной платы, и немного более мощным VRM. Тепловое решение Zotac 3-слотовое с тремя вентиляторами работает вполне хорошо, чтобы поддерживать температуру и шум на приличном уровне, даже с тепловой мощностью карты 350 Вт. При 76°C и большой нагрузке и 37 дБ(А) кулер достаточно холодный и тихий. Другие, премиальные варианты RTX 3090, протестированные TPU, способны улучшить как уровень шума, так и температуру, предлагая в то же время заводской разгон из коробки, но и стоят дороже. Как и все остальные карты GeForce 30, Trinity поставляется с функцией остановки вентилятора на холостом ходу, полностью отключающей вентиляторы в режиме ожидания.

Объём VRAM 24 ГБ определенно рассчитан на будущее, но есть сомнения, что большинству пользователей действительно когда-нибудь понадобится столько памяти. Конечно, чем больше, тем лучше, но если не используются профессиональные приложения, будет сложно найти заметную разницу в производительности между 10 ГБ и 24 ГБ. Игры не станут проблемой, потому что мощность-шейдинг закончится задолго до того, как закончится VRAM, как и в случае со старыми картами сегодня, которые не способны обрабатывать 4K независимо от того, сколько у них VRAM. Консоли следующего поколения также не имеют такого большого количества видеопамяти, поэтому трудно представить, что пользователь упустит какой-либо значимый игровой процесс, если у вас меньше 24 ГБ видеопамяти. NVIDIA продемонстрировала несколько вариантов использования в своем руководстве для обозревателей: OctaneRender, DaVinci Resolve и Blender, безусловно, могут выиграть от гигантского объёма памяти, как и приложения для вычислений на GPU, но это очень нишевые варианты использования. По крайней мере стоит ещё поискать такого энтузиаста, который застрял и не мог творить, потому что у него закончилась VRAM. С другой стороны, RTX 3090 определенно может оказаться хорошей альтернативой Quadro или Tesla, если пользователю не нужна математика с двойной точностью (вы этого не делаете).

GeForce RTX 3090 — единственная видеокарта в семействе Ampere, получившая интерфейс NVLink для SLI. Неявный мульти-GPU (классический SLI) недоступен — поддерживается только явный мульти-GPU, требующий, чтобы разработчики игр вкладывали собственное время и деньги в добавление поддержки технологии, чего просто не произойдет из-за крошечного размера рынка для этой функции. Только несколько игр и тестов поддерживают явную поддержку нескольких GPU. Чтобы использовать даже этот режим, потребуется отдельно покупать мост NVLink нового поколения; кабель NVLink от карт RTX 20-й серии уже физически не подходит. А поскольку NVIDIA, как сообщается, прекращает разработку SLI-профилей для новых игр с 2021 года для графических процессоров, поддерживающих неявный мульти-GPU, можно с уверенностью заключить, что эпоха игр с несколькими графическими процессорами прошла. Покупка пары карт RTX 3090 для работы с несколькими графическими процессорами позволит удовлетворить очень небольшую нишу, в основном профессионалов.

Разгон Zotac Trinity определенно сдерживался лимитом мощности карты. В отличие от других протестированных карт, Zotac не позволяет вручную настраивать лимит мощности — есть 350 Вт, вот и всё. Как и в случае с Turing, алгоритм NVIDIA Boost усложняет разгон, потому что больше не представляется возможным набирать определенные частоты. На RTX 3090 эффект усиливается, потому что разница между лимитом мощности во время обычных игр и легкими нагрузками намного больше, чем на других картах. Тем не менее, в этом обзоре удалось добиться прироста реальной производительности на 3.3% при ручном разгоне.

Цена на RTX 3090 слишком высока, и её сложно проглотить. При стартовой цене в $1500 он более чем в два раза дороже RTX 3080, но не в два раза быстрее. Прирост производительности на самом деле удивительно небольшой, в основном из-за лимита мощности, о котором уже говорили. Конечно, дополнительные 14 ГБ памяти GDDR6X не безплатны, но просить такие деньги — не совсем корректно. С другой стороны, карта значительно лучше RTX 2080 Ti во всех отношениях, которая также продавалась по цене более $1000. NVIDIA подчеркивает, что RTX 3090 — замена Titan — Titan RTX запущен по цене $2500. Отчасти разочарование ценой связано с тем, что RTX 3080 настолько впечатляет при такой прорывной цене. Если бы RTX 3080 стоил $1000, $1500 не казались бы такими же сумасшедшими — можно утверждать, что $1000 — справедливая цена в отношении RTX 3090. В любом случае Turing показал, что люди готовы платить за лучшее, однако есть сомнения, что все карты RTX 3090 распродали в день запуска, как с RTX 3080.

Признательность за обзор и тестирование W1zzard из TPU.

С уважением, procompsoft.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *